В последнее время очень модным стало говорить о том, что все религии, существующие в нашем обществе, исходят от Бога и что они друг другу не противоречат. А потому и спасение человека не зависит от его вероисповедания. Одна из работ известного теософа А. Безант так и называется: “Противоречит ли теософия христианству?”.
Утверждение это крайне опасно для спасения человека и потому требует ответа. Который напрашивается сам собой даже при поверхностном чтении текста Священного Писания.
Итак, открываем Библию и читаем:
1). В притче о богаче и Лазаре сказано, что богач, “будучи в муках” (в аду), поднял глаза свои и, увидев в раю Авраама, возопил к нему: “Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем”. На что Авраам ответил: “Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между нами и вами утверждена ВЕЛИКАЯ ПРОПАСТЬ, так что хотящие перейти отсюда к вам НЕ МОГУТ; также и оттуда к нам НЕ ПЕРЕХОДЯТ” (Лк. 16, 19-31).
“Не переходят” ни через сто лет, ни через тысячу. В противном случае так бы и было сказано: “ты искупишь свою участь в следующей жизни и затем перейдёшь к нам”. Это к вопросу о реинкарнации.
2). "Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону Кармы", — утверждает Е. Рерих (письмо от 09.07.35). Её последователь А. Клизовский в своей книге “Основы миропонимания новой эпохи” заявляет ещё категоричнее:
“Воздаяние людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и сам Бог, Которого можно было бы упросить; но слепой закон, НЕ ОБЛАДАЮЩИЙ НИ СЕРДЦЕМ, НИ ЧУВСТВАМИ, которого ни упросить, ни умолить нельзя”.
Теперь обратимся к Св. Писанию.
Покаявшемуся на кресте разбойнику Иисус сказал: “Истинно говорю тебе, НЫНЕ ЖЕ будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 39-43).
Мнение, что страдание этого разбойника на кресте и явилось “отработкой” его кармы, несостоятельно, поскольку разбойник по другую сторону от Христа отстрадал СТОЛЬКО ЖЕ, однако в рай его не пригласили.
Теперь вспомним притчу о “блудном сыне” (Лк. 15,11-32). В которой отец в ответ на раскаяние своего младшего сына не наказал его и не заставил отработать свой долг, а велел принести сыну “ЛУЧШУЮ ОДЕЖДУ” и устроить в честь его возвращения “ПИР”. Причём сделано это было без нравоучений. Напротив, мораль была прочитана сыну старшему, который возмутился таким “несправедливым” поступком отца.
Не понадобилось “отработки” греха и ап. Петру, который трижды отрёкся от Христа. Достаточно было того, что он после своего поступка “плакал горько” (Мф. 26, 75). После чего Христос заповедовал ему быть духовным учителем (Ин. 21, 17).
Далее. Когда женщина, которую все называли “грешницей”, “начала обливать ноги Христа слезами”, Он сказал, обращаясь к фарисею: “ПРОЩАЮТСЯ грехи её многие за то, что она возлюбила много…” (Лк. 7, 36-48).
Через какое-то время Христос объявил и о прощении грехов блуднице (Ин. 8, 3-11), которую люди хотели “побить камнями” (чем не “отработка кармы”?).
Евангелие возвещает людям “прощение” — категорию, которая в нравственном плане настолько выше “справедливого воздаяния”, насколько Небо выше земли. И суть его состоит, выражаясь языком теософии, в освобождении от груза “кармы”. Как пишет А. Кураев, “Прощение означает, что моё прошлое больше не определяет автоматически моё будущее. Если я откажусь отождествлять себя с тем дурным, что было в моей жизни, — Бог готов принять меня таким, каким я стану в результате ПОКАЯННОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ, и готов НЕ ПОМИНАТЬ того, что было в моей жизни прежде… С точки зрения же закона кармы Христос прощать, скажем, блудницу не имел НИ МАЛЕЙШЕГО ПРАВА”.
По-житейски закон “справедливого воздаяния” (кармы) можно проиллюстрировать таким примером: сын искренне попросил у своего отца извинения за нехороший поступок, на что тот ему ответил: “Я очень рад, сынок, что ты это осознал. Ты действительно стал на ступеньку выше в своём нравственном развитии. Однако ничего не поделаешь: снимай штаны, я обязан тебя хорошенько выпороть… ”
Христианство утверждает, что высшая цель Бога по отношению к человеку заключается в его внутреннем преображении (»БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5,.48)). И потому возмездие после искреннего его раскаяния с этой точки зрения есть акт не просто абсолютно бессмысленный, но и в немалой степени убивающий любовь.
К слову, у прощения есть и другая положительная сторона.
Вспомним призыв Христа прощать ближнего “до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18, 22). Подобная норма установлена не для того, чтобы за её выполнение воздавать награду (в том числе и в последующем воплощении); она — единственно реальное условие пробуждения в обидчике СОВЕСТИ. Многим известно, как, бывает, “болит душа”, если ты обидел того, кто тебя слабее и ответить тебе был не в силах. И какой тяжёлый камень сваливается с сердца, когда попросишь у обиженного тобой человека прощения. Если же мы получаем сдачи (то есть с нами поступают по закону “справедливого воздаяния” (кармы)), никакого угрызения совести, как правило, не бывает.
Почему теософия не приемлет прощение как “уничтожение кармы”? Потому, что в её понимании Бог – это не Живая Личность, не наш Небесный Отец, переживающий за Своих детей, а бездушная и бесчувственная сила — “Абсолют”. Или, по А. Клизовскому, “слепой закон”. Который, естественно, ни прощать, ни любить не может.
Интересен и другой момент: Е. Блаватская заявляет, что Бог вмещает в Себя одновременно Добро и Зло. Следовательно, Зло есть одна из Его сущностей.
Е. Рерих пишет: "В Абсолюте зла как такового не существует…” И далее: “Действие противоположностей производит гармонию. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном" (Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 341-342).
Эти слова А. Кураев комментирует так: “Согласно теософии, если бы зло прекратило свое действие в мире, гармоничность Вселенной разрушилась. Добро не может жить без зла, а Абсолют не может не проявлять себя через зло. И даже более того: зло не просто одно из условий существований Добра или его познания. Зло это вообще сама основа бытия. Е. Блаватская определяет Зло как "подоснову" Бога или Добра. Следовательно, Добро даже не может возникнуть и действовать, если ему не помогает Зло. Еще интереснее текст Блаватской становится, если вспомнить, что на языке христианского богословия "подоснова" — это ипостась. Ипостась зла — это Сатана. Получается, что Бог вторичен по отношению к Сатане…
То есть, если вам кажется, что что-то в мире или в людях нехорошо, недолжно и небожественно — это всего лишь ваша ИЛЛЮЗИЯ. Вам лишь кажется, что есть грехи и зло. Расширенное же сознание постигает, что "Абсолют вмещает все вселенские проявления".
Согласно христианству, источником Зла на Земле является не Бог, а свободное волеизъявление сотворённых Им существ. И в первую очередь – Люцифера.
Который в иных местах даже назван теософами “соработником Бога”.
Следует напомнить, что в Священном Писании проводится мысль о сатане именно как о противнике Бога, как о “лжеце”, “клеветнике” и “враге рода человеческого”. И если он “соработник Бога”, то почему в таком случае Бог Своего “соработника” в конце времён ввергнет “В ОЗЕРО ОГНЕННОЕ И СЕРНОЕ”, в котором тот будет “МУЧИТЬСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ ВО ВЕКИ ВЕКОВ” (Откр. 20, 10)? Со своими компаньонами так не поступают. А тем более — с подчинёнными, которые за последствия приказов своего начальника никакой ответственности не несут.
3). “Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? – спросил Христос людей. И Сам же ответил: — Нет, говорю вам. Но если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13, 4-5).
Только подумайте: восемнадцать человек погибли не потому, что были хуже других, а в назидание остальным! То есть никакая степень греховности в выборе жертвы в расчёт НЕ БРАЛАСЬ. Куда же опять девался закон “справедливого воздаяния”?
4). “Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего” (Ин. 6, 65).
Не говорится: “если сам человек не постарается в этом”.
Или: “Без Меня не можете делать НИЧЕГО” (Ин. 15, 5).
Или: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы приносили плод” (Ин. 15, 16).
Можно предположить, что Христос избрал именно этих людей потому, что они к этому моменту своими усилиями (в настоящей или прошлых жизнях) достигли определённой чистоты и святости (“продвинутости”). Однако Писание говорит, что это не так. Достаточно вспомнить, как после этого трижды отрёкся от своего Учителя апостол Пётр и что среди “избранных” оказался будущий предатель Христа. А избрание апостолом Павла вообще не поддаётся никакой логике. Как известно, Павел был язычником Савлом — страстным гонителем христиан. И никакого предварительного “обучения” или “нравственной подготовки” (эволюции) не проходил. Согласно Священному Писанию, Бог внезапно ввёл его в некое исступление (Савл “с открытыми глазами никого не видел” (Деян. 9, 8)), затем исполнил его Святого Духа, и Савл “вдруг прозрел” (Деян. 9, 18).
Наконец, когда в притче о “блудном сыне” старший сын упрекнул отца за то, что тот поступил по отношению к нему несправедливо, отец ответил:
“Разве я не властен в своём делать, ЧТО ХОЧУ?”
То есть желание Бога стоит выше “закона”, и Бог может его Своей волей ОТМЕНИТЬ.
И уж совсем однозначно: “Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но ОТ БОГА МИЛУЮЩЕГО” (Рим. 9, 16).
То есть последнее слово НЕ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ. Правда, я слышал такое объяснение: да, спасает Бог, но именно кармой. Однако, во-первых, об этом в цитате ничего не сказано; а во-вторых, согласно словам Е. Рерих, приведённым в п.2, закон кармы означает, что дело спасения человека теперь лежит в его руках ПОЛНОСТЬЮ и что сам Бог не может закон кармы отменить. Сравните подобное утверждение с приведёнными выше цитатами Св. Писания.
5). Об исцелениях людей.
Известное евангельское событие: в купальню, находившуюся у Овечьих ворот в Иерусалиме, временами сходил ангел и “возмущал воду”; и кто первый входил в неё, тот выздоравливал (Ин. 5, 1-4).
Или: “на больных возлагали платки и опоясания с тела его (ап. Павла – В.К.), и у них ПРЕКРАЩАЛИСЬ БОЛЕЗНИ, и злые духи ВЫХОДИЛИ из них” (Деян. 19, 12).
Объяснение происходящего тем, что исцелённые были людьми, карма которых была их болезнью “отработана” (см. А. Безант: “Эзотерическое христианство”), противоречит цитатам Св. Писания, приведённым в п.2. Да и вряд ли можно согласиться с тем, что Бог собрал немалое количество таких людей в одном месте, специально привёл туда Павла и не допустил до исцеления “неготовых” к нему, проживающих в этой же местности. Где ж тогда, помимо всего прочего, свободная воля людей, “не искупивших грехи”, проявляемая в их желании придти к источнику и исцелиться? И почему в таких случаях вообще нужно куда-то идти (к купальне, одежде апостола, мироточивым иконам, святой воде и т.д.), если исцеление “отработавшего карму” должно произойти автоматически?
Вспомним, женщина, страдавшая кровотечением, исцелилась при одном лишь намерении прикоснуться к одежде Христа (Мф. 9, 20-22). Который раскрыл ей источник её выздоровления: “Вера твоя спасла тебя”. Заметьте, не “искупление” и не “отработка”; в противном случае, зачем людям лгать? Да и к чему нужно ждать намерения этой женщины прикоснуться к одежде Христа, если прощение от Бога в результате отработки её кармы, согласно теософии, уже произошло?
В наше время можно утверждать с полным основанием, что существует сила (названная в православии “благодатью”), которая действует на человека НЕЗАВИСИМО от того, отстрадал он за свои грехи или нет; порой даже — решил он идти по пути духовного обновления или нет. Например, в таинствах или по молитвам за него другого человека (допустим, когда мать молится за сына-пьяницу, и тот внезапно начинает чувствовать к водке отвращение, хотя до этого момента никакого желания бросить пить у него не возникало). Литературы, где подобные факты засвидетельствованы, предостаточно.
Кстати, и само понятие “благодать” определено Е. Блаватской как “вещество высшей психической энергии”, которую можно “собрать и фокусировать сознательно”. То есть исходящую не от Бога, а от человека.
6). О прощении грехов читаем опять же у Е. Рерих:
"Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону Кармы".
А. Безант поясняет: “отпущения грехов сводятся к заявлению, что карма истощена”.
Обращаемся к тексту Св. Писания:
Иисус “дунул” на апостолов и сказал им: “Примите Духа Святого”. И тут же: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23). Или о том же апостолу Петру: “Что свяжешь на Земле, то будет связано на Небесах; и что разрешишь на Земле, то будет разрешено на Небесах” (Мф. 16, 19).
То есть, во-первых, грехи всё же “простятся”. И во-вторых, ни слова о прощении только тех, кто “отработал карму”. Даже напротив. Заметьте: сначала должно произойти “прощение” апостолом, а уж затем “простится” вообще (то есть Богом); сперва следует “разрешение” на Земле, и только потом “на Небесах”. В случае же прощения в результате “отработки кармы” последовательность этого акта была бы прямо противоположной. Христианская концепция прощения, как было сказано выше, заключается в “уничтожении кармы”, а не констатации факта, что человек её “отработал”.
Тем же, кто утверждает, что на апостолах этот завет прекратился, следует напомнить: ап. Павел дал однозначное указание своим ближайшим последователям о преемственности исполнения таинств через “возложение рук священства” (1Тим. 4, 14). К слову, данная цитата подтверждает и особую роль священника в передаче человеку Божественных энергий.
7). О таинстве Соборования: “Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14-15).
Опять же, причём здесь исцеление и прощение грехов кем-то со стороны, если за негативные поступки, приведшие к этой болезни, человек должен отстрадать (то есть “отработать” свою карму). Тем более, сказано определённо, что человека исцелит не “искупление его грехов”, а “молитва веры”. И опять же, если всё дело в “отработке”, то к чему ещё призывать к больному священников и читать молитвы?
Христианство утверждает, что исключительно своими силами и опираясь только на свою волю человек из пучины греха выбраться на сегодняшний день уже НЕ В СИЛАХ. Подавляющее большинство из нас сейчас находятся даже не в “нулевой” точке на пути восхождения к Богу, а на “отрицательной” части шкалы (применяя иное сравнение, имеют психическое заболевание, осознать которое сами не в состоянии и которое диагностировать и излечить может только ВРАЧ). И мысль о том, что мы в настоящее время являемся хозяевами своих страстей – есть, согласно христианству, одна из хитрейших уловок дьявола (та же “благодать”, которую, по Е. Блаватской, можно “собрать и фокусировать сознательно”). Коему очень выгодно, чтобы тяжелобольной в духовном смысле человек не прибегал к помощи Бога через таинства. Ибо все иные способы лечения, и уж тем более – самолечения, дьявол чаще всего имеет силу НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ. О его силе в нынешнее время и о катастрофической ситуации в смысле духовно-нравственного облика наших современников можно судить, например, по рассказам иеромонаха Псково-Печерской Лавры — Пантелеимона, который принимает людей, одержимых бесами (см. его книгу “Козни бесовские”).
Но “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18, 27).
Я лично знаю мужчину, прошедшего через невероятный ужас порабощения страстью (вплоть до желания покончить с собой), полностью осознавшего свою неспособность с этой страстью справиться без Бога; после чего слёзной молитвой, покаянием и церковными таинствами всё же победившего беса, который в последнее время уже принимал перед несчастным внешние очертания (и это были не “глюки”, поскольку “существо” оставляло после себя видимые другими людьми отметины).
О том, что таинства – скажем, Евхаристии — есть истинные лекарства для человеческого Духа, можно судить по следующим словам Христа:
“Истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то НЕ БУДЕТЕ ИМЕТЬ В СЕБЕ ЖИЗНИ” (Ин. 6, 53). А тот факт, что эти слова выражают не иносказательный смысл, доказывает, во-первых, известное миру Ланчанское чудо; и во-вторых, такие слова апостола Павла: “кто ест и пьёт (Тело и Кровь Христа) недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор. 11, 27-29). Вряд ли была бы допущена смерть от обычного обряда.
8). Теософия утверждает, что чем выше по духовной лестнице поднимается человек, тем менее он становится подверженным воздействию падших ангелов. Очевидно, представители теософии не знакомы с жизнью, например, преп. Серафима Саровского, от которого во время молитвы исходил неземной свет и с которым беседовали Богородица и ангелы, — и которого бесы порой так мутозили, бросая от стены к стене, что святой едва оставался жив!
Потусторонний мир, как и человеческое общество, иерархично. И то, чем занимаются низшие из его обитателей (“бесенята” – с их детскими шалостями над теми, кто уже находится во власти тёмных сил), для представителей высшей иерархии демонического общества интереса не представляет. Да и цели Люцифера не соответствует.
Святоотеческие предания говорят, что тех, кто твёрдо решил встать на путь Христа, дьявол ненавидит “до белого каления” и стремится сломить его волю всячески; в то время как людей, окончательно порабощённых страстью или неверием, он оставляет в покое. Святые Отцы сравнивают его с охотником. Вот он увидел стаю уток, пальнул в них и перезарядил ружьё для следующего выстрела. Как вы полагаете, по каким уткам охотник станет теперь стрелять прежде всего, чтобы добычи у него было как можно больше: 1) по трепыхающимся в предсмертной агонии на земле; 2) по раненым, но всё же пытающимся от него, ковыляя, убежать; 3) взлетевшим ввысь. Ответ очевиден: ему выгодно стрелять в первую очередь по тем, что взлетели в НЕБО, ибо они могут ускользнуть от него безвозвратно — тогда как раненых на земле шанс настигнуть и добить гораздо весомее, а трепыхающиеся в агонии уже его.
9). Если за добрые поступки следует награда, а за плохие – наказание, то как объяснить следующие слова ап. Павла: “Все, желающие жить благочестиво, будут гонимы. Злые же люди будут преуспевать во зле” (2 Тим. 12-13)?
Отчего здесь не работает “математический” закон воздаяния и кармы? Но главное, куда девался нравственный прогресс человечества, о котором совершенно недвусмысленно заявила А. Безант обитателям трущоб: “Братья! Я, которая кажусь такой культурной и образованной, была в прошлом тем же, что и вы…Следуя закону Божественного развития, вы вырастите со временем в героев и святых!..”
Эта цитата требует особого рассмотрения.
Прежде всего, вспомним притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14).
Фарисей, став, молился так:
“Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”.
Мытарь же, стоя вдали, не смел поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!”
Сказываю вам, — заключил Христос, — что сей (то есть мытарь — В.К.) пошёл оправданным БОЛЕЕ, нежели тот.”
Странная перспектива для тех, кто всю жизнь делал “богоугодные” дела (накапливал себе хорошую карму). И, главное, кто считает “культурность” и “образованность” признаками богоподобия. Я знаю некоторых сердобольных и неграмотных бабушек, которые, уверен, будут иметь не Небе больше почёта и уважения, нежели иные профессора или те, чьё поведение соответствует нормам высшего этикета. Да и “геройство” с уровнем интеллекта никак не вяжется – исторические факты и повседневная жизнь это доказывают.
Далее читаем у ап. Павла:
“В последние времена…люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, сластолюбивы…” (2 Тим. 3, 1-5).
Целый набор. Причём, сказано не об отдельных людях, а о человечестве в целом. Прекрасная иллюстрация к провозглашённому А. Безант “закону Божественного развития”, согласно которому все рано или поздно станут “святыми”.
Об исправлении людей в “последующих воплощениях” в Священном Писании не сказано ничего. Даже напротив:
“Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на Земле?” (Лк. 18, 8).
И далее:
“Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем ОГНЁМ и СЕРОЮ. Это смерть ВТОРАЯ” (Откр. 21, 8). И, согласно Св. Писанию, окончательная.
Обратите внимание: “неверные” поставлены в ОДИН РЯД с “убицами” и “любодеями”. “Неверные” именно Христу, а через Него – Богу. Поскольку Христос заявил категорично: “Никто не приходит к Отцу, как только ЧЕРЕЗ МЕНЯ” (Ин. 14, 6). Тогда как теософия под “верными” Богу подразумевает также буддистов, кришнаитов, мусульман и пр. При этом утверждая, что “противоречия” с христианством у них нет.
10). Важный момент: свобода воли человека обязательно должна подразумевать возможность ПОЛНОГО неприятия им Нравственной Чистоты и Добра, то есть БЕЗВОЗВРАТНОГО отпадения человека от Бога (по христианству, “закоснелости в грехе”). Иначе Евангелие не говорило бы о “плевелах”, которые после “жатвы” будут не отправлены на “перевоспитание” (в последующих воплощениях), а СОЖЖЕНЫ (Мф. 13, 40). Теософия же, повторяю, такую концепцию отвергает (все рано или поздно станут “святыми”), тем самым полагая, что абсолютной свободы у человека нет.
Данное утверждение иллюстрируется ещё и следующим образом. Представьте себе, что алкоголик за то, что он всю свою жизнь напивался “до поросячьего визга”, сквернословил, избивал своих жену и детей и т.д., — в своём новом воплощении по закону кармы попадает в семью пьяницы, который начинает издеваться уже над ним. Однако это предполагает, что урок должен быть пройден до конца и, следовательно, этот новый пьяница-отец уже не имеет права на раскаяние и прекращение греховной жизни. В противном случае вся новая “инкарнация” бывшего алкоголика пойдёт насмарку. Христианство же утверждает, что человек обладает такой свободой, что прийти к покаянию может в любую минуту. В противном случае он – робот.
11). “Посему, как ПРЕСТУПЛЕНИЕМ одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание” (Рим. 5, 19).
Как видим, вкушение Адамом плода древа познания Добра и Зла названо апостолом не “погружением в материю” – то есть актом необходимым для духовного развития человека, а “преступлением”. Иными словами, действием, противоречащим воли Творца. Вспомним, как Бог отреагировал на поступок Адама: “За то, что ты…ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: не ешь от него…” (Быт. 3, 17). За запланированное ранее действие не ругают и тем более не наказывают. Опять же этот момент — доказательство абсолютной свободы воли человека.
12). А “всё Писание — богодухновенно” (2 Тим. 3, 16).
Кстати, для тех, кто считает трактовку учения Христа апостолами неверной (а такое течение есть), нелишне напомнить следующие слова Евангелия: “Христос…отверз им (апостолам) ум к уразумению Писаний” (Лк. 24, 45).
Учение же теософии, говорят, писалось под диктовку неких “Учителей”.
“Не всякому духу верьте, — предупреждает ап. Иоанн, — но испытывайте духов”.
Как испытывать?
“Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть…дух АНТИХРИСТА” (1 Ин. 4, 1-3).
Прекрасная характеристика нехристианских пророков.
Христос заявил о них тоже категорично:
“Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть ВОРЫ и РАЗБОЙНИКИ” (Ин. 10, 8).
А ведь теософия посланцами Бога считает не только Христа.
13). “Вложу законы МОИ в мысли их, и напишу их на сердцах их” (Евр. 8, 10).
Это слова Творца. Следовательно, совесть есть голос Бога в человеке, а не его “монады”.
14). Теософия связана с раскрытием в человеке сверхъестественных способностей (у той же Е. Блаватской в “Практическом оккультизме” читаем о ясновидении, смотрении в “магические(!) зеркала” и т.д.).
Обратимся к тексту Св. Писания.
“Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным (то есть обладающая ясновидением)… Павел, вознегодовав, обратился к ней и сказал: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час…” (Деян. 16, 16-19). После чего способность к ясновидению у женщины пропала.
Во Второзаконии:
“Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо МЕРЗОК пред Господом всякий, делающий это” (Втор. 18, 10-12).
По данным руководителя “Душепопечительского Центра для лиц, пострадавших от оккультизма”, иеромонаха Анатолия (Берестова), именно те, кто пытался развить в себе паранормальную способность (телепатию, ясновидение, “третий глаз”, умение путешествовать по “астральным мирам” и пр.), чаще всего и становятся одержимыми бесами. Православные святые всегда настороженно относились к внезапно открывавшимся у них разного рода дарованиям; и лишь после многодневных постов с молитвами и Причастием, да с благословения правящего архиерея, начинали использовать этот дар на благо людям. История Церкви знает немало случаев духовной и физической гибели от подобных явлений даже монахов.
Почему необходимо церковное вмешательство в данный процесс? Потому что, когда Спаситель поручил ап. Петру создать христианскую Церковь, Он сразу сказал, что “врата ада” (то есть обитатели тёмных миров) Её “НЕ ОДОЛЕЮТ” (Мф. 16, 18). Не одолеют именно Церковь, а не отдельных её представителей.
Теперь вспомним: “Блаженны ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ибо они Бога УЗРЯТ” (Мф. 5, 8). То есть ангельский мир открывается только нравственно высоким (а не владеющим техникой магии) людям; причём, сам решает, стоит ли открываться конкретному человеку или нет и какие дарования ему посылать. Самовольное (с помощью ворожбы, заклинаний, спиритизма, астрологии и некоторых видов медитаций) стремление человека познать потусторонний мир приведёт его к контакту в основном с силами Зла. Накопленная в христианстве за многие века соответствующая статистика свидетельствует об этом чётко.
15). Теософия утверждает, что талант человека означает его достижение в какой-либо области во время предыдущего воплощения. Однако вспомним притчу о талантах (Мф. 25, 14-30): Господин “ДАЛ своим рабам” эти самые таланты: одному пять, другому два, а третьему один. Заметьте: этот акт произошёл ДО ТОГО, как Господин узнал “работоспособность” каждого из рабов. То есть он не планировал дать больше таланта тому, кто лучше умеет им распоряжаться. Он не знал, кто из рабов более трудолюбив, а кто ленивее, — в противном случае он не стал бы впоследствии ругать лентяя. Следовательно, тот, кто получил пять талантов, никакого умения их применять, приобретённое в предыдущих воплощениях, НЕ ИМЕЛ!
Итак, согласно притчи, талант явился не “заслугой” человека, а ДАРОМ Бога. Причём, каждому талант был дан в неравной степени ИЗНАЧАЛЬНО – факт, не зависящий от нашего понимания “справедливости”.
В другом месте читаем: “Одному даётся слово мудрости, другому слово знания… иному вера…иному дары исцеления…иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков… Всё сие производит ОДИН И ТОТ ЖЕ Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1 Кор. 12, 8-11).
Как видим, вышеперечисленные качества не возникают у человека “эволюционным” путём, а даруются “Духом” (в христианстве — третьей ипостасью Бога), имеющим право действовать так, “как Ему угодно”, а не в соответствии с “законом”.
16). О молитве у А. Безант сказано, что это – “блаженное созерцание”, “размышление”, “стремление к познанию Бога”. Молитва-просьба считается признаком низкого духовного уровня человека. По той простой причине, что, как уже говорилось выше, Бог в понимании теософии Личностью не является и потому просить его о чём-то смысла не имеет. Слова А. Клизовского более категоричны:
“Христианин может молиться Богу хоть с утра до вечера, может каяться каждый день, может РАЗБИТЬ СЕБЕ ЛОБ, кладя земные поклоны, — но он НЕ ИЗМЕНИТ этим своей судьбы ни на йоту”.
Обращаемся к Св. Писанию:
“Просите, и ДАНО БУДЕТ вам” (Мф., 7, 7); “если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, БУДЕТ ИМ от Отца Моего Небесного” (Мф. 18, 19); “НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ” (2 Фес. 5, 17).
Правда, с оговоркой: “Просите, и не получаете; потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4, 3).
Евангелие также возвещает людям о величайшей роли молитвы в освобождении от одержимости бесом (Мф. 17, 21).
Насчёт молитв святым или когда люди подают прошения о молитве за себя и своих родных и близких в монастырях, известных своими праведниками:
Е. Блаватская: “Мы отказываемся молиться сотворенным конечным существам – то есть святым…”.
Цитаты Св. Писания:
“Много может усиленная молитва ПРАВЕДНОГО” (Иак. 5, 16);
“Очи Господа обращены к ПРАВЕДНЫМ и уши Его к молитве их” (1 Пет. 3, 12).
В этом смысле Е. Рерих и А. Клизовский даже более последовательны в своих взглядах, чем А. Безант. Действительно, зачем нужно о чём-то просить Бога, если всё, что происходит с человеком, зависит только от него самого? Молить о прощении грехов? Так искупай их. Об исцелении? Терпи, ибо эта болезнь – твоя карма. О даровании силы в борьбе со страстью? Так применяй силу воли или просто предайся пресыщению этой страстью, — тогда, как учит А. Безант, эта страсть со временем тебе опостылет.
17). И здесь мы подошли к очень важному вопросу. Правда, связанному с другой статьёй А. Безант – “О страдании”, но сути дела не меняющей.
Цитирую автора: “Человек наскочил на невидимую стену и ушибся… если он будет каждый раз ушибаться, то научится связывать погоню за удовлетворением своего желания со СТРАДАНИЕМ…Таким образом, у него зарождается понятие о ЗАКОНЕ, который не может быть обойдён и который будет наносить страдание каждый раз, когда душа будет сталкиваться с этим невидимым барьером… До тех пор, пока она не научится ВЛАДЕТЬ своими желаниями…”
Приведённые слова составляют суть теософской концепции “духовного развития” человека. Попробуем на неё взглянуть с позиции православно-нравственной теории спасения.
Которая, не отрицая применения “отцовского ремня” как попытки предотвращения глубокого духовного падения человека, тем не менее утверждает, что от ощущения эгоистичным человеком собственных страданий, связанных с последствиями своих негативных в нравственном плане поступков, совесть у него НЕ ПРОСЫПАЕТСЯ. Такой человек, ударяясь о “стенки”, начинает думать о том, как их либо сломать, либо обойти, либо, в крайнем случае, как ему переключиться на другие эгоистичные и злобные желания, с подобными “стенками” не связанные. А в предельном (бесовском) варианте, как за свои страдания ОТОМСТИТЬ – либо тому, кто эти “стенки” наставил, либо (если до него не добраться) сорвать зло на невиновных, к его страданию не причастных людях. Подобная психология отражена и в религиозной, и особенно прекрасно — в художественной литературе (скажем, в творчестве Ф.М. Достоевского); да и в обычной жизни такое наблюдается сплошь и рядом. Давно замечено, что человечество в целом только тем и занимается, что изыскивает пути обойти противоречащие его эгоистическим интересам законы или уменьшить неприятные последствия для себя скотских поступков: обжорства и пьянства — лекарственными препаратами, блуда — контрацептивами и абортами, и т.д.
Однако рано или поздно такой человек, обложенный подобными “стенками” со всех сторон и навсегда, пусть и скрипя зубами, но в основном предложенные “условия игры” ПРИНИМАЕТ.
И вот тут теософы начинают восторженно хлопать в ладоши: ах, каким “культурным”, “вежливым” и “воспитанным” стал “подопытный”. Как мило он теперь нам улыбается, здоровается при встрече, даже оказывает помощь, если его о ней попросить…
Либо не подозревая, либо соглашаясь с тем, что убивать и грабить такой человек перестаёт из страха быть посаженным в тюрьму; прекращает удовлетворять похоть – от ужаса получения СПИДа или в связи с проблемами, возникающими в семье; “завязывает” с водкой или героином – из нежелания потерять здоровье; деньги даёт в долг сослуживцам — с расчётом, что они его тоже когда-нибудь выручат. И т.д. и т.п. Однако стоит ему убедиться в безнаказанности за преступления, в неосуждении обществом блуда и безопасности для здоровья алкоголя или увидеть неплатёжеспособность приятеля, — поступки этого человека мгновенно изменятся на ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.
“Идти в душ одной было невозможно. Тот, кто решался направиться туда в одиночку, рисковал быть изнасилованным или убитым…” Это слова 37-летней Африки Брумфилд, пострадавшей во время урагана “Катрина” (газета “Труд” за 8 сентября 2005 года).
А вот свидетельство 45-летнего Ника, рыбака из Нового Орлеана: “Это было хуже, чем в тюрьме… Вооружённые люди уходили ночью, а утром продавали нам еду, одежду и лекарства…” (там же). Думаю, понятно, где они их брали…
А это уже пишет корреспондент одной из европейских газет, сумевший проникнуть в зону бедствия: “Десятки исчезнувших людей были объявлены пропавшими без вести; а затем их тела находили в канавах, под мостами, в контейнерах для мусора… Они были застрелены из винтовок или пистолетов…” (там же).
Что и говорить, картина жуткая: четыре дня Новый Орлеан в 2005 году жил по закону джунглей — сильный пожирает слабого. А весь остальной мир недоумевал: почему в “самой развитой” стране мира, в “сердце цивилизации” в одночасье появились сотни убийц, насильников и грабителей?
Да только потому, что одновременно были разрушены все “стенки” (полиция, суды, армия и т.д.), о которых жители Нового Орлеана ЗНАЛИ и потому до катастрофы жили “благочестиво”!
Словно само Провидение подсказало человечеству, чем может закончиться для него путь “стенок”. Согласно статистике, не участвовало в разного рода грабежах и разбоях в те дни только 4% жителей Нового Орлеана (и то неизвестно, сколько среди этих 4% было людей совестливых, а сколько боящихся возмездия!). И ещё факт, более ужасный: за эти четыре дня полного безвластия в городе были зафиксированы многочисленные случаи ИЗНАСИЛОВАНИЙ! То есть поступков, которые, в отличие от мародёрства и грабежей, с приобретением средств существования никак не связанных! В людях просто проснулись звериные инстинкты! Как замечательно сказал о тех событиях один из православных священников, “внутренний ад вырвался НАРУЖУ”.
Так вот, “стенки”, на которые с такой надеждой уповает А. Безант, есть инструменты, постоянное применение которых не искореняет в человеке его низменные страсти, а наоборот, ЗАГОНЯЕТ их В ГЛУБЬ его души! В разрастающийся нравственный гнойник. Причём, без перспективы когда-либо его вскрыть. Поскольку вызывают и взращивают в эгоистичном человеке жалость не к обиженным им людям, а исключительно к себе, к страху за собственную шкуру.
Теперь к вопросу “стенок”, связанных с воплощениями человека. И сразу их важное свойство — НЕОТВРАТИМОСТЬ. С целью получения “урока”. Откуда неизбежно вытекает следующее: чтобы выработать в человеке неприятие, скажем, убийства, он либо сам ДОЛЖЕН хоть в одном своём воплощении кого-то УБИТЬ; либо это обязан сделать кто-то иной, чтобы на примере этого убийцы остальные могли видеть, к каким страданиям (тюрьме, виселице или гильотине!) подобный поступок приводит (другого способа не предусмотрено). И затем, испытав ужас наказания за убийство лично или увидев, как страдает в заточении или на эшафоте кто-то другой, вложить эти муки в свою “генетическую память” и уже в следующих воплощениях от желания убить ближнего отказаться.
Прежде всего, о нравственной стороне такого метода “обучения”. Как известно из Священного Писания, Каин за убийство своего брата Авеля был Богом “ПРОКЛЯТ” и сделан “ИЗГНАННИКОМ и СКИТАЛЬЦЕМ на Земле” (Быт. 4, 11-12). То есть убийство противоречило замыслу Творца и никаким “методом обучения” быть не могло (“проклинать” за заранее планируемый поступок нелогично).
Теперь о воспитательной сути указанного выше метода. И в этой связи скажу о таком факте.
Нацисты проводили в концлагерях исследования по искоренению заикания человека следующим способом: подопытному, привязанному к стулу, надевали на голову металлический шлем с электродами и затем предлагали чётко и без запинок произнести несколько слов; и если он начинал заикаться, по его телу пропускали разряд электричества такой силы, что несчастный начинал извиваться и корчиться в муках… Однако после нескольких таких сеансов от заикания он действительно освобождался. Потому что срабатывал механизм, именуемый в биологии “условным рефлексом”: начнёшь заикаться – получишь удар электрическим током.
Что касается поступков положительных, то вспомним: дрессировка животных основана на том, что за выполнение определённых действий их угощают чем-нибудь вкусным. То есть у них вырабатывают всё тот же “условный рефлекс”.
Иными словами, согласно теософии, нас просто “дрессируют”. А наша “свободная воля” заключается лишь в том, чтобы, подобно тому заике, реагировать на укоренённые глубоко в подсознании БОЛЬ или СТРАХ; либо, как цирковые зверушки, на УДОВОЛЬСТВИЕ, связанное с получением лакомства.
Православно-нравственная теория спасения утверждает, что “стенки” не приведут в эгоистичном человеке к возникновению и КАПЛИ совести (как из мёртвой материи сама собой, даже спустя миллионы лет, никогда не образуется материя живая; а абсолютный нуль никакой своей “внутренней эволюцией” не превратится в единицу). То есть в нравственные “качества характера”, характеризующиеся свободной волей, “стенки” и “условные рефлексы” не превращаются! Более того, даже если человека низкого духовного уровня привести к вере в Бога и убедить его в том, что происходящие с ним беды есть результат его негативных поступков — в этой или предыдущих жизнях (а теософия считает такое знание панацеей от всех бед!), он, наоборот, станет Творца НЕНАВИДЕТЬ! Да, исполнять Его “предписания” – это однозначно. Во избежание личных несчастий! Но при этом властелина, который болезнями и лишениями заставляет его соблюдать не любимые ему законы; который, не спросив желания самого человека, бросил его в пучину многовековых страданий и невзгод, — в глубине души люто ненавидеть! Любой мало-мальски грамотный психолог Вам скажет, что раб своего господина не полюбит никогда. Даже если тот его будет сытно кормить. Любить может только сын отца! Теософия же предлагает людям “золотую клетку” – тёплую и сытую жизнь будущую при условии исполнения “предписаний” в жизни настоящей. Теософская концепция спасения имеет в своей основе “ЮРИДИЗМ” – то есть заключение с Богом договора (в основном на подсознательном уровне): я исполняю Твои “предписания”, а Ты за это меня в будущем освобождаешь от несчастий и даруешь наслаждения (причём, не имеет значения, наслаждения мартовского кота или красотой и гармонией Небесных миров).
Я хочу обратиться к каждому из исповедующих идею реинкарнации с предложением. Попробуйте очень честно самому себе ответить на такой вопрос.
Представьте себе, что к вам явился Бог и сказал Вам: вон там, в грязной и смрадной “теплушке” с нечистотами лежит голодный бомж с кровоточащими болячками на ногах и в потрёпанной одежонке. Готовы ли Вы поменяться с ним местами? То есть прожить всю его жизнь от начала и до конца — с ежедневными муками, болью и унижением, чтобы он прожил вашу — сытую и уютную? Однако при условии — и в этом вся суть! — что Ваша карма от этого в лучшую сторону нисколько не изменится и Ваши последующие воплощения от этого подвига лучше не станут. То есть готовы ли Вы свою карму ему просто ПОДАРИТЬ?
И если ответ будет отрицательным, значит, велика вероятность того, что тех, кому Вы делаете добро, Вы просто используете для накопления личного “капитала”.
Человек высокого духовного уровня не сможет поднять руку на ближнего даже в том случае, если он точно будет знать, что совершённое им злодеяние не повлечёт за собой абсолютно НИКАКИХ для него негативных последствий, — он просто НЕ МОЖЕТ ВЫНЕСТИ, когда кто-то страдает. Человек высокого духовного уровня откажется, например, от блуда даже тогда, когда не то что СПИД, но и адские муки или тяжёлые последующие воплощения за блуд будут ОТМЕНЕНЫ, — ибо удовлетворение похоти ему ОМЕРЗИТЕЛЬНО само по себе. Человек высокого духовного уровня не преклоняется перед Богом потому, что Он сильнее нас и диктует нам ПРАВИЛА ИГРЫ; а любит Его — за то, что Он есть Нравственная Чистота и Милосердие, которые этому человеку тоже БЛИЗКИ.
Категория, именуемая Совестью, никакому управлению извне НЕ ПОДВЛАСТНА. Тайна изменения человеческого сердца лежит исключительно в области такого “хотения” человека, которое не ограничено никакими “стенками” и не мотивировано никакой “генетической памятью” и “физиологией” всех его тел (физического, астрального и ментального). Этот акт связан с совершенно иными понятиями, нежели теми, коими оперирует теософия.
Которая учит нас лишь осознавать страдания другого, но не СОЧУВСТВОВАТЬ им. Предлагает человеку отказаться от “низких” поступков, но не воспитывает к ним ОТВРАЩЕНИЕ. Призывает людей слушаться Бога, но не знает, как Его ПОЛЮБИТЬ. Она говорит о законах мироустройства и заповедях Творца, но не понимает (а лучше сказать, не ощущает), почему людям даны именно такие законы и заповеди, а не прямо противоположные. Теософия, подобно “юридическому христианству”, приводит в действие разум, а не СЕРДЦЕ.
Однако это уже тема отдельного разговора. Единственное, что я пока могу предложить в этой связи читателям, это поразмышлять над следующим событием, происшедшим в годы Великой Отечественной войны.
Один из наших полков никак не мог взять высоту, на которой укрепились немцы. Ни призыв политрука к патриотизму, ни водка перед атакой, ни даже заградительные отряды НКВД с пулемётами (вполне реальная “стенка”!) не могли заставить солдат идти на вражеские доты.
Но как-то в этот полк приехал кинооператор с киноплёнкой, которая была захвачена у немцев во время одного из боёв. На ней фашисты снимали узников своих концлагерей.
И когда наши бойцы увидели изувеченных советских военнопленных, слёзы русских женщин и плач их исхудалых и голодных детишек, на следующее утро никого заставлять идти в атаку было НЕ НУЖНО. Высота была взята с первой попытки…
Состояние, в котором вера в чудо неизбежна…
Скажите, вы верите в чудо? Если вы верите, то в какой сфере ожидаете его больше всего? И, получается ли так, что долгожданное свершение чуда, со
3 комментария к “Теософская и христианская концепции спасения”
Внимательно читайте Теософическую Литературу. Все его (человека) духовные накопления как раз и будут происходить из Милосердия, Сострадания и Любви к ближнему. И ещё раз скажу, что Теософы уважают Любую религию, так как превыше для Него Братство человечества. Злейший враг человечества — это Разъединение.
Есть золотое правило, о котором в ваших концепциях спасения вообще нет, хотя Это Закон Природы "Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с Тобой". В это правило можно вложить всё спасение.
Вот не пойму…….отчего надо спасаться..? т.е спасать челика..
bukwa ни в коем разе не хочу ни кого ни в чем либо обвинить или обидеть , но смею заметить , что читая только хрестоматию возможно сдать экзамен по литературе , но не познать ее . Обратитесь к первоисточникам теософии , начиная с Блаватской и Рерихов , после с удовольствием поддержу ваш диалог
Комментарии закрыты.