Рано или поздно нам всем предстоит столкнуться с осознанием важного факта, от которого легко впасть в депрессию: с годами время летит быстрее. Дни и годы мчатся мимо нас со все нарастающей скоростью, и причину этого явления можно объяснить математически.
Для годовалого ребенка один год — это целая жизнь, а для сорокалетнего взрослого один год — всего лишь одна сороковая часть жизни. По сути, это означает, что мы движемся с ускорением по направлению к могиле. Но не надо делать из этого драму — публикуем перевод статьи автора блога Raptitude о том, как направить внимание на объекты реального мира, а не на размышления о них.
Лекарство от старости: почему мы так боимся взрослеть
© Christina West
Возраст начинает ощущаться по-новому примерно в 34 года. 33 года — это почти что 31, 31 всего на пару веселых летних сезонов старше, чем 29, а 29 — это, пожалуй, тот идеальный возраст, в котором все хотели бы задержаться подольше. 34 же становится вехой принципиально иного порядка. Совсем скоро настанет 35, а одни президентские выборы спустя — уже 39, то есть почти 40. Примерно в этот момент жизнь достигает зенита и начинает идти на спад, хотя говорить о старости еще очень и очень рано.
Впрочем, цифры ничего не значат. Они нужны для того, чтобы вводить нас в заблуждение. Именно из-за этого свойства человеческого ума цены в розничной торговле заканчиваются на 99, парадокс Монти Холла продолжает оставаться актуальным, а статистика открывает широкие возможности для махинаций.
Если на время забыть о цифрах и попытаться объективно оценить изменения, происходящие в процессе так называемого старения, результаты окажутся весьма позитивными. С возрастом люди становятся более спокойными, счастливыми, мудрыми и уверенными в себе. Они учатся извлекать больше удовольствия из самых обыденных явлений, становятся менее подвержены кризисам и реже поддаются страхам. Количество проблем остается более-менее прежним, но решения для них находятся быстрее. С возрастом проще справляться с трудными заданиями.
«Впрочем, цифры ничего не значат. Они нужны для того, чтобы вводить нас в заблуждение. Именно из-за этого свойства человеческого ума цены в розничной торговле заканчиваются на 99»
Тем не менее общество постоянно навязывает нам мысль о том, что старения надо бояться. Якобы чем старше мы, тем хуже для нас, и каждый день рождения после 29-го должен восприниматься как маленькая трагедия.
В 34 мы только начинаем постигать процессы старения, которые по-настоящему заявят о себе года этак в 64. Но есть все основания полагать, что вышеперечисленные позитивные явления с возрастом будут только нарастать — вплоть до самой смерти.
Естественно, приходится идти на некоторые уступки. В 5 лет можно было упасть и не ушибиться, обедать мороженым и прекрасно после этого себя чувствовать, кожа всегда оставалась чистой и гладкой. Впереди же нас ждут боли в суставах и прочие недуги — но, несмотря на это, с возрастом мы приобретаем больше, чем теряем.
В конце концов, что мы на самом деле теряем? И почему мы склонны думать, что это плохо?
Прежде всего надо понять, что боимся мы не старости, а того, что наступает после нее. Мы путаем старость со смертью, но на самом деле это два разных явления. Глупо полагать, будто к смерти нас приближает только старость. Тот факт, что жизнь когда-то закончится, становится известен нам в очень раннем возрасте, причем закончиться она может в любой момент, тем самым сразу же сделав все связанные со старением проблемы нерелевантными.
С годами тело становится физически слабее. Но наше самочувствие и уровень физической подготовки в будущем напрямую зависят от того, сколько внимания мы им уделяем сегодня, на данном этапе жизни. Даже если начать заниматься фитнесом в 30 лет с нуля, вы будете чувствовать себя в 35 более сильным и выносливым, чем в 25. И поверьте — все равно найдутся такие 65-летние персонажи, которые будут лучше качать пресс и смогут сделать больше отжиманий, чем вы. Физические резервы организма с возрастом идут на спад, но подавляющему большинству из нас они и не нужны в своем максимальном объеме.
В современном обществе присутствует возрастная дискриминация. Это отвратительно, но не то чтобы совсем непереносимо. Данное явление представляет собой не функцию старости, а, скорее, побочный эффект существования в культуре, в которой переоценена молодость. Иными словами, преодолеть возрастную дискриминацию можно, не только чудесным образом помолодев, но и другими способами. Во многих культурах и в прошлом, и по сей день возраст вызывает почтение и уважение.
Мы постепенно утрачиваем физическую красоту — по крайней мере, в ее самом приземленном биологическом проявлении (теряем волосы, покрываемся морщинами). Но при условии определенной работы над собой это можно компенсировать прогрессом в других аспектах: стать более приятным в общении, начать более четко формулировать свои мысли и научиться сразу располагать к себе окружающих (если у вас, конечно, есть такая цель). Пусть ваша красота и увядает на наиболее поверхностном уровне — взамен можно развивать харизму и привлекательность в любом другом ее понимании. Впрочем, и внешняя красота может быть сохранена или даже увеличена в среднесрочной перспективе. Если вы разделяете эти ценности, инвестируйте в собственное здоровье и занимайтесь фитнесом.
«Мы постепенно утрачиваем физическую красоту. Но при условии определенной работы над собой это можно компенсировать прогрессом в других аспектах»
Для женщин характерна уникальная проблема, связанная с возрастом: способность рожать здоровых детей утрачивается довольно быстро. Так что задача обзавестись биологической семьей относится к числу тех немногих вещей, с которыми надо разобраться как можно скорее (опять же, если вы преследуете такую цель).
Лично я с готовностью примиряюсь с тем, что мои физические качества постепенно сходят на нет, но при этом я становлюсь более образованным, добродушным, умелым и мудрым. Нет ни одной причины полагать, будто я утрачу эти замечательные свойства просто в силу возраста, — разве что совсем уже на подступах к смерти.
Конечно, ежегодный прогресс невозможен без намерения ежегодно прогрессировать. Самосовершенствование не происходит случайно, само по себе. Многое из того, что возраст якобы отбирает у нас — здоровье, возможности, оптимизм, уверенность, сила личности, — мы на самом деле отдаем добровольно. Если прогресс в значимых сферах станет для вас перманентным приоритетом, тогда каждый день рождения будет знаменовать рост ваших способностей и навыков, а не атрофию и потери.
Однако если вы скажете себе, что в плане фитнеса ваш поезд ушел, то он действительно ушел. То же самое произойдет с поездами в плане и работы вашей мечты, и кругосветного путешествия, и написания великого романа. Вы не опоздали на эти поезда, вы просто перестали воспринимать их как свои.
Многие люди особенно четко ощущают утрату возможностей. Спектр того, что вы потенциально могли бы сделать со своей жизнью, постепенно сужается по мере того, как вы оказываетесь втянутыми в многочисленные обязательства текущего момента.
Возможно, дело не в возрасте, а в культурной норме позволять своим привычкам стагнировать, как только вам исполнилось 30. За этим идет постепенная деградация из режима прогресса в режим поддержания. Если вы посвятили карьере 5 или 10 лет, переключиться на что-то новое и лучшее будет сложнее, потому что это обычно подразумевает снижение зарплаты. Мы берем на себя семейные и рабочие обязательства, на которые запросто может уходить вся наша энергия — в том случае, если мы однажды позволили себе убрать самосовершенствование из списка не подлежащих обсуждению приоритетов.
Если вы проживаете жизнь в режиме поддержания, тогда с каждым годом вы отступаете на одну ступень. Если вы просто стареете, без того чтобы совершенствоваться, привычные вещи и явления становятся все более и более тяжелыми.
Ход времени не является проблемой для того, кто твердо намерен с течением лет улучшать каждый важный аспект своей жизни. Да, по-прежнему иногда приходится идти на уступки. Но попрощаться с гладкой кожей и олимпийскими амбициями легче, когда знаешь, что движешься к богатству, мудрости, умениям, личной свободе и самообладанию.
«Тот, кто неустанно самосовершенствуется, всегда устраивает свою жизнь таким образом, чтобы она постоянно приносила дивиденды свободы и радости»
Если вы поставили перед собой долгосрочные цели, возраст преподнесет вам превосходные утешительные призы. Например, если вы намерены прийти в марафонскую форму или удвоить свой доход через три года, разве плохо будет стать на три года старше? Болезни и физиологические проблемы неизбежны, но их можно отсрочить благодаря долговременной заботе о своем здоровье. А когда они наконец нагрянут, с ними можно научиться управляться с помощью мудрости и одухотворенности — если, конечно, развитие этих качеств ранее стало частью вашего образа жизни.
Человек, занимающийся самосовершенствованием, создает себе свободу — долгосрочную свободу. Потратить пять лет на переход к такой работе, которая не будет сводить вас с ума, может показаться трудным делом в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной будет восприниматься намного легче. Потеть на тренировке тяжелее, чем пропустить тренировку, но если смотреть в масштабах не потраченного на упражнения часа, а всей жизни, то тренировка приводит к обретению большей свободы.
Тот, кто неустанно самосовершенствуется, всегда устраивает свою жизнь таким образом, чтобы она постоянно приносила дивиденды свободы и радости. Дело только в том, чтобы взять верный курс и проживать каждый год, развивая свои умения, приумножая богатство и обретая мудрость. И тогда каждый очередной день рождения будет не признанием еще одной потери, а переходом на новый уровень.
theoryandpractice
8 комментариев к “ЛЕКАРСТВО ОТ СТАРОСТИ: ПОЧЕМУ МЫ ТАК БОИМСЯ ВЗРОСЛЕТЬ”
НЕЗНАКОМЦЫ ИЗ БУДУЩЕГО— ПОЧЕМУ МЫ ПРОКРАСТИНИРУЕМ
Незнакомцы из будущего— почему мы прокрастинируем
Почему мы воспринимаем себя в будущем как посторонних людей и позволяем себе прокрастинировать? Как заставить людей подумать о собственной старости заранее? «Теории и практики» публикуют перевод статьи Алисы Опар, которая часто зовет себя «Будущая Алиса», чтобы успевать с дедлайнами и домашней работой.
Британский философ Дерек Парфит в своей книге «Причины и личности» поддержал строго редукционистское видение идентичности: ее не существует — по крайней мере, в том смысле, который мы обычно подразумеваем. Мы, люди, считает Парфит, не сложившиеся цельные идентичности, перемещающиеся во времени, но цепь следующих друг за другом «самостей», связанных, но различных. Поэтому не стоит строго судить мальчика, который начинает курить, хотя знает, что может пострадать от этой привычки десятилетия спустя: «Этот мальчик не идентифицирует себя с собой будущим, — пишет Парфит. — Его отношение к будущему себе в каком-то смысле похоже на его отношение к другим людям».
Мнение Парфита было спорным даже для философов. Зато психологи начали понимать, что с помощью такого подхода можно точно описать наше отношение к принятию решений: оказывается, что мы видим самих себя в будущем как незнакомцев. И хотя мы неизбежно разделим «их» судьбы, все же удел людей, которыми мы станем через десятилетие, четверть века или больше, нам неизвестен. Это препятствует нашей способности делать правильный выбор от их — то есть, конечно, от нашего — имени. О, эти яркие, блистательные «новогодние резолюции»! Если вы чувствуете себя полностью оправданными, нарушая их, — это потому, что вам кажется, что эти обещания давал кто-то другой.
«Это странное заблуждение, — говорит Хэл Хершфилд, доцент Стерновской школы бизнеса Нью-Йоркского университета. — Но на психологическом и эмоциональном уровне мы действительно считаем, что мы в будущем — это другой человек».
«На психологическом и эмоциональном уровне мы действительно считаем, что мы в будущем — это другой человек»
Хершфилд с коллегами изучили изменения в мозговой активности, возникавшие, когда люди воображали себе будущее или думали о себе в настоящем. Они размещены в двух областях — медиальной префронтальной зоне и передней части поясной извилины коры головного мозга. Эти зоны более активны, когда субъект думает о себе, чем когда он думает о ком-либо еще. Ученые выяснили, что активность была сильнее, когда участники эксперимента думали о себе сегодняшних, нежели о себе в будущем. Их будущая идентичность «чувствовала» себя кем-то другим. Когда они описывали себя в будущем, их нейронная активность была почти аналогична той, которая возникала, когда они описывали, скажем, Мэтта Деймона или Натали Портман. Те, чья мозговая активность менялась больше, когда они говорили о себе в будущем, с большей вероятностью предпочитали небольшие срочные кредиты, чем долгосрочные финансовые обязательства.
Эмили Пронин, психолог из Принстона, пришла к похожим выводам в своем исследовании. Пронин и ее команда сказали студентам колледжа, что они принимают участие в эксперименте на отвращение, в котором требуется выпить смесь из кетчупа и соевого соуса. Студентам объяснили, что чем больше они смогут выпить, тем большую пользу это принесет науке. Те студенты, которым сказали, что пить эту неприятную смесь придется в тот же день, согласились на две столовые ложки. Те же участники, которым предложили сделать это в будущем (в следующем семестре), и те, кому предложили определить количество смеси для других участвующих студентов, сошлись в среднем на половине чашки. Мы думаем о себе в будущем, говорит Пронин, как о других: в третьем лице.
Разрыв между нашим текущим «собой» и тем, кто находится в другой временной точке, имеет реальное влияние на то, как мы принимаем решения. Мы можем выбрать прокрастинацию и позволить какой-то другой версии себя разбираться с проблемами и работой по дому. Или, как в случае с примером Парфита — курящим мальчиком, — мы можем сфокусироваться на той версии себя, которая получает удовольствие, и игнорировать ту, которая платит за это соответствующую цену.
Но если прокрастинация или безответственность могут происходить от слабой связи со своим будущим «я», то и усиление этой связи может быть эффективным средством. Это ровно та тактика, которую применяют некоторые исследователи. Анна Уилсон, психолог в Университете имени Уилфрида Лорье в Канаде, манипулировала восприятием времени, демонстрируя участникам графики, расчерченные под будущие события, такие как дедлайн для сдачи заданий, который казался либо очень близким, либо очень далеким. «Использование более длинных графиков заставляет людей больше беспокоиться о себе в будущем», — говорит Уилсон. Что, в свою очередь, побудило студентов закончить задания раньше и уберечь себя в конце семестра от ужаса строчить их в последнюю минуту.
«Если прокрастинация может происходить от слабой связи со своим будущим «я», то усиление этой связи может быть эффективным средством»
Хершфилд использовал более технологичный подход. Вдохновившись использованием картинок, которые побуждают к благотворительным пожертвованиям, он и его коллеги собрали участников эксперимента в комнате виртуальной реальности и попросили их посмотреть в зеркало. Испытуемые видели либо себя настоящих, либо состаренных с помощью компьютерной графики. Когда они вышли из комнаты, их спросили, как бы они потратили тысячу долларов на свою пенсию. Те, кому показывали состаренные изображения, были готовы положить на пенсионный счет в два раза больше, чем те, кто видел себя обычными.
Конечно, наше восприятие самих себя в будущем необязательно негативное: поскольку мы думаем о своем будущем как о чьем-то еще, наши собственные решения отражают то, как мы относимся к другим людям. Там, где курящий мальчик из эксперимента Парфита подвергает опасности здоровье себя в будущем, другие могут действовать иначе. «Дело в том, что мы постоянно идем на жертвы ради других, — говорит Хершфилд, — в отношениях, в браке». Хорошая новость насчет этого разграничения себя и себя в будущем — то, что это еще один повод попрактиковаться в доброте к другим. Одним из них можете быть вы сами.
источник:theoryandpractice.ru
Мало кто может на самом деле повзрослеть. И стадия взросления наступает в любом возрасте, хотя может и никогда не наступить….
Хотя тема вообще, о другом…..)))
Посему мы так боимся взрослеть? Один из вариантов — Может потому, что взрослея понимаем как бездарно порой растрачивали время, когда понимаем, что допустили массу ошибок, не сделали главного, не так прожили жизнь…. А теперь жизненный накал идет на спад….??!!
где-то слышала……Взрослые..-это дети которых уже воспитали. процесс зобофикациии завершён!
дети — свобода! взрослые — сплошные ограничения!
а мне вообще не интересно с великовозрастными детьми, с ними кашу не сваришь и дом не построишь…. "пространство"…..
безответственные они, не обязательные, живут на поверхности и всё бы им хи-хи, да ха-ха…..и очень любят, что бы им всё дали….все блага…
они же дети….им отцы, да мамки нужны….
а вот "взрослые" дети это прекрасно…..
Боимся взрослеть…. Может ещё и потому, что с возрастом нельзя будет делать того, что можно делать молодым. Прощай, свобода, говоря короче.
Я не воспринимал себя в будущем , по самой простой причине : я считал , что его нету . Но ошибся , как оказалось , оно было . Человек не может серьёзно воспринимать себя в будущем , так-как будущего никто не знает , и любое предположение может оказаться обманом , что очевидно даже на автоматическом бессознательном уровне .
fire : "а мне вообще не интересно с великовозрастными детьми, с ними кашу не сваришь и дом не построишь…. "пространство"…..
Когда я "взрослый" , мне вообще ни с кем не интересно . Стараюсь пребывать в разных возрастах .
Ты не поверишь — Будущие это в настоящем и в уходящем прошлом.
Отредактировано SERGXXX (16-06-2016 21:58:55)
Комментарии закрыты.