Дзен — что это такое?

Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on telegram
Telegram
Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter

От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм. Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды. Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. "медитация") — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге. Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу, Известный психоаналитик и философ Э. Фромм в своей книге "Дзен-буддизм и психоанализ" писал так: "…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым".

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике. Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей "сидение просто так".

Вообще понятие "просто так", "таковости" (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: "Так приходящий" (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн — медитация в позе "лотоса" требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. "Просто сидеть" и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё. Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол "сатору" (яп.??) означает "осознавать", и осознать можно лишь с помощью некого "шестого чувства", которое в чань называют "не-ум" (у-синь).

"Не-ум" — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники ("мастера") чаще говорят не "достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление — это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

    неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
    отвращение (к "неприятному", представление о чём-то как самостоятельном "зле", вообще жёсткие взгляды);
    привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

    успокоение ума;
    освобождение от жёстких взглядов;
    освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары). В дзэне есть такое выражение: "Сансара есть нирвана", которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн:

    Особое учение без священных текстов.
    Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
    Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
    Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— "прямым указанием", неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца)", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах".

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. "101 история дзэн", "Кости и плоть дзэн" и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осозноваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств. Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая", осуществление "Пути" ("дао" или "до"), пути война, меча, стрелы. Бусидо, знаменитый "Путь самурая" — свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ. Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге "Гештальт, ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира. Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств. Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Читайте далее: — Дзен — это… Самопознание.ру

29 комментариев к “Дзен — что это такое?”

  1. Как хорошо, что открыли такой раздел… Для меня очень даже своевременно.. В последнее время где то витаю.. вернее не витаю , а даже не знаю как объяснить..  все на автопилоте делаю.. Как научится быть здесь и сейчас??

  2. Лилу написал(а):

    Как хорошо, что открыли такой раздел… Для меня очень даже своевременно.. В последнее время где то витаю.. вернее не витаю , а даже не знаю как объяснить..  все на автопилоте делаю.. Как научится быть здесь и сейчас??

    Я начинаю с музыки)

  3. Магия написал(а):

    Я начинаю с музыки)

    и…? Магия, ты уже прослушала.. может что ещё посоветуешь?     

  4. Триглас
    Лилу написал(а):

    . Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны, принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии,

    По описанию внешности Бодхидхармы можно заключить что он не из Индии (голубые глаза и прочее)……………..К тому же — ДЗЭН имеет ведические корни (поэтому и считают что Бодхидхарма прибыл из Индии). На самом деле он прибыл из …………….. Гардарики (часть нынешней России)……………………Впрочем — я уже описывал это событие…………… …………..
    пост 22 "Бодхидхарма"……………………… Кому же знать правду как не мне?……………..Я ведь был с ним………….    

    Отредактировано Триглас (10-04-2012 00:34:53)

  5. Ли……Спасибо тебе большое за эту вводную статью..!!         

    Лилу написал(а):

    Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

    Вот наверное то, что выделено жирным шрифтом……..меня больше всего привлекает в этой практике…..Простота и ясность понимания, без заумностей и наворотов….
    Без идолопоклонства, нетеистичности………Углубление в себя……..Медитация……)) Просто и Cool…!!!

  6. Триглас написал(а):

    На самом деле он прибыл из …………….. Гардарики (часть нынешней России).

    Да Саш…..есть такие предпосылки, слышала об этом по моему от Путника, да и ты упоминал..помню……….))
    В Дзен философии Веды — по моему играют самую значительную роль.

    Лилу написал(а):

    Как хорошо, что открыли такой раздел… Для меня очень даже своевременно.. В последнее время где то витаю.. вернее не витаю , а даже не знаю как объяснить..  все на автопилоте делаю.. Как научится быть здесь и сейчас??

    Вот-вот…….И со мной Ли тоже самое происходит…….. !! Мало хочется говорить….. Потребность в тишине сейчас преобладает как никогда…..
    Здорово, что у нас с тобой созвучилось..!     

  7. Триглас написал(а):

    .Я ведь был с ним………….    

    наш пострел, везде поспел    Триглас, а на мой вопрос ответишь??

    Марго написал(а):

    Спасибо тебе большое за эту вводную статью..!!

    а тебе спасибо за рубрику))      

    Марго написал(а):

    меня больше всего привлекает в этой практике.

    может что из практики посоветуешь) 

  8. Лилу написал(а):

    может что из практики посоветуешь

    Ли……..только промо.. Но буду искать………Ты тоже там если что найдёшь из практик….Прям в отдельную тему….Ладушки..?

  9. Марго написал(а):

    Прям в отдельную тему….Ладушки..?

    угу)) можно и не видео??

  10. Лилу написал(а):

    угу)) можно и не видео??

    Конечно Ли..!! Только в отдельную темку….не забудь..!! Чтоб между постами не затерялось..

  11. Триглас
    Лилу написал(а):

    Триглас, а на мой вопрос ответишь??

    Ты наверное имеешь в виду этот

    Лилу написал(а):

    Как научится быть здесь и сейчас??

    На самом деле ты не можешь находится в другом месте и времени………………….Проблема в другом: Когда ты думаешь о прошлом или о будущем — именно туда идёт твоя энергия — ты тратишь её впустую! Поэтому — Упражнение для "здесь и сейчас":
    Направь свой взгляд на любой предмет………….например обои в комнате. Постарайся минут 15-20 держать внимание на обоях……………..рассмотри рисунок, фактуру, цвет………………и т.д.
    За 2 недели (2 раза в день по 15 минут) ты научишься сосредотачивать своё внимание там, где твой взгляд (мысли и внимание в одном месте)………..Это и есть "здесь и сейчас"……………… Потом можно тренероваться переодически…………………Через 42 дня тренеровок — всё будет происходить автоматически!……………………Я ответил на твой вопрос?

  12. Триглас написал(а):

    Направь свой взгляд на любой предмет………….например обои в комнате. Постарайся минут 15-20 держать внимание на обоях……………..рассмотри рисунок, фактуру, цвет………………и т.д.
    За 2 недели (2 раза в день по 15 минут) ты научишься сосредотачивать своё внимание там, где твой взгляд (мысли и внимание в одном месте)………..Это и есть "здесь и сейчас"……………… Потом можно тренероваться переодически…………………Через 42 дня тренеровок — всё будет происходить автоматически!……………………Я ответил на твой вопрос?

    Примерно об этом и здесь на 2мин.30 сек.. но тепло рекомендую прослушать весь ролик.там всего 4 мин.

  13. Триглас написал(а):

    Я ответил на твой вопрос?

    а если не происходит?? ведь что то мы делаем на автомате.. так как это уже не новое для нас.. как не утратить новизну восприятия? я могу идти и ни о чем не думать, но при этом не замечать многое вокруг..  Может у меня понятие ЗиС неправильное?? как в этом клипе

  14. Триглас

    "Выключатель" у лектора работает неважно — он явно "тормозит"!

  15. Марго написал(а):

    но тепло рекомендую прослушать весь ролик.

             Рит , спасибо)

  16. Триглас
    Лилу написал(а):

    а если не происходит??

    Ты ещё не пробовала а уже "ЕСЛИ"………………………….42 дня — время, за которое программа загоняется в подсознание……………………и начинает работать автоматически………………Сознание передаёт контроль подсознанию!

  17. Триглас написал(а):

    Сознание передаёт контроль подсознанию!

          попробую)) Спасибо тебе 
    по поводу не пробовала, когда курю, постоянно смотрю на обои

    Отредактировано Лилу (10-04-2012 01:22:48)

  18. Триглас

    "Мирный воин" — классный фильм………………….рекомендую кто не видел………………

  19. Триглас
    Лилу написал(а):

    у меня или что то с сознанием или с подсознанием)

    У тебя порядок там и там……………………..но они не могут работать у тебя вместе………….в одной упряжке…………………..научи их!

  20. Триглас написал(а):

    У тебя порядок там и там.

    откуда знаешь что уже прибралась?))*

    Триглас написал(а):

    научи их!

    вот и пытаюсь

    *-ироничное высказывание с долей юмора
    **- ну мало ли кто прочтет на полном серьезе)

  21. Триглас написал(а):

    "Выключатель" у лектора работает неважно — он явно "тормозит"!

    Саш…..давай в этой теме не будем зацикливаться на критике…..Пожалуйста.. просто говорим о Дзен…
    Меня наоброт этот известный Мастер Дзен — своим равномерным и спокойным голосом вводит в лёгкое предмедитативное состояние..Успокаивает ум…..

    Триглас написал(а):

    "Мирный воин" — классный фильм

    Вот до него я ещё не добралась……хотя отзывы у всех кто смотрел этот фильм -просто фантастические..!
    …..Всегда казалось, что это чисто мужской фильм………Но обязательно сейчас уж посмотрю…….)) Спасибо..!

  22. Триглас
    Марго написал(а):

    Саш…..давай в этой теме не будем зацикливаться на критике…..Пожалуйста..  просто говорим о Дзен..

    А мы и говорим……….

    Марго написал(а):

    Меня наоброт этот известный Мастер Дзен —

    Конфуция очень беспокоили Лао-Цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао-Цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-Цзы сидел, когда Конфуций зашел к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: "Садитесь". Он вообще не обратил особого внимания. Конфуций рассвирепел: "Что это за Учитель?!" И спросил:
    — Вы что, не признаете правил хорошего тона?
    — Если вам хочется сесть, садитесь, — ответил Лао-Цзы. — Если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.
    Конфуций был потрясен. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-Цзы рассмеялся:
    — Я никогда не видел что-либо "высшее" или "низшее". Человек есть человек, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Все это чушь и бессмыслица.

    Марго написал(а):

    равномерным и спокойным голосом вводит в лёгкое предмедитативное состояние..

    Он играет…………неужели ты не видишь?…………………Включи выключатель!

  23. Триглас написал(а):

    Он играет…………неужели ты не видишь?..

    мне он тоже показался, как бы мягче сказать "не живым"

  24. "Люди боятся потерять свой обычный ум, боятся провалиться в Пустоту и не знать, что сказать в падении. Они не знают, что Пустота на самом деле не пуста, она является сферой истинного Пути."
    Дзен

  25. Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся.

    Поговорка Дзен

  26. tayna написал(а):

    "Люди боятся потерять свой обычный ум, боятся провалиться в Пустоту и не знать, что сказать в падении. Они не знают, что Пустота на самом деле не пуста, она является сферой истинного Пути."

    Потрясающе..!!
    tayna         

  27. Письма начинающему /Дзен Мастер Сунг Сан

    Дорогая Патриция,

    Благодарю Вас за Ваше письмо. Как поживаете?

    Вы сказали в своем письме, что прочитали много книг о Дзен. Это хорошо, но если вы думаете, то не можете понять дзен. Все, что может быть записано все, что можно сказать — все это мышления.Если вы думаете, то все книги Дзен, все буддистские сутры, и все слова Библии — слова демонов. Но если вы читаете с таким умом, который  отсек всякое мышление, тогда и книги о Zen, и сутры, и Библия — все истина. Также как лай собаки или пение петуха. Все в мире учит вас каждый момент, и эти звуки даже лучше, чем изучение книг Дзэн. Таким образом  Дзен это удержание того ума, который до мышления. Наука и научные исследования — это мыслящий ум. Мы должны вернуться к тому, что до мышления. Тогда мы постигнем свою истинную сущность.
    Вы сказали в своем письме, что ваша практика состояла в том, чтобы считать выдохи до десяти. Этот метод ни хорош, ни плох. Практиковать таким образом можно, когда вы сидите.Но когда вы находитесь в пути, когда вы говорите, когда вы смотрите телевизор, когда вы играете в теннис, как вы можете считать ваши вдохи и выдохи? Сидение лишь малая часть практики Дзен. Истинный смысл сидения в Дзен в том, чтобы отсечь все мысли и удерживать ум неподвижным. Поэтому я спрошу вас: что есть вы? Вы не знаете, есть только "я не знаю." Всегда держите этот не знающий ум. Когда этот не знающий ум станет ясным, то вы все поймете. Так что если вы удерживаете его, когда говорите, то это Дзен разговора. Если вы удерживаете его, когда смотрите телевизор, это Дзен телевидения. Вы должны удерживаать не знающий ум всегда и везде. Это и будет истинная практика Дзен.

    Великий Путь не труден,
    Если вы не делаете различий.
    Только отбросить нравится и не нравится,
    И все будет совершенно ясно.

    Так выбросите все свои мнения, все симпатии и антипатии, и только удерживайте тот ум, что не знает. Это очень важно. Не знающий ум, это тот ум, что отсекает всякое мышление. Когда все мышление будет отброшено, вы станете пустым умом. Это и есть ум до мышления. Ваш ум до мышления, мой ум до мышления, ум всех людей до мышления — один и тот же ум. Это ваша сущность. Ваша сущность, моя сущность, и сущность всей Вселенной стала одной. Таким образом дерево, гора, облака, и вы стали одним. Теперь я спрашиваю вас:  горы и вы одно и то же или разное? Если вы скажете, "одно и то же", я ударю вас тридцать раз. Если вы скажете "разное", я все равно ударю вас тридцать раз. Почему?
    Ум, который становится одним целым со вселенной — ум до мышления. До мышления  нет слов. "Одно и то же" и "разное" противоположные слова; они рождаются в уме, который разделяет все вещи. Вот почему я ударю вас, если вы дадите любой из этих ответов. Так каким же будет хороший ответ? Если вы не понимаете, оставьте на некоторое время не знающий ум, и вскоре получите хороший ответ. Если найдете, пожалуйста, отправьте его мне.
    Вы спросили, почему для учения я использую слова,  если понимание с помощью слов невозможно. Слова не нужны. Но они очень нужны. Если вы привязаны к словами, вы не можете вернуться к своей истинной сущности. Если вы не привязаны к словам, то скоро достигнете просветления. Поэтому, если вы думаете, то слова очень плохи. Но если вы не думаете, все слова и все, что можно увидеть или услышать, и запах, и вкус, и прикосновение — все будет вам помогать. Так что очень важно, чтобы вы отсекли свое мышление и свою привязанность к словам.
    Вот стихотворение для вас:

    Будда сказал, что все вещи обладают природой Будды.

    Джоджу сказал, что собака не имеет природы Будды.

    Кто из них прав?

    Если вы открываете рот, вы попали в ад.

    Почему?

    КАТЦ!

    Облака поднимаются в небо;

    Дождь падает на землю.

    С уважением,

    Сунг Сан

    _______________

    Дорогие Патриция,

    Благодарю Вас за Ваше письмо. Вы говорите, что трудно удерживать не знающий ум. Если вы проверяете как работает ваш думающий ум, то это трудно. Вы не должны проверять свое мышление. С ним все в порядке, не волнуйтесь об этом. Если вы не расстроены из-за своего мышления, тоудерживать не знающий ум не трудно . Сначала вы сможете сохранять его только на короткое время. Но если вы практикуете с искренностью, он будет расти сам по себе.
    Ваш ум, как море. Когда дует ветер, поднимаются большие волны. Когда ветер стихает, волны становятся все меньше и меньше, пока, наконец, ветер вообще исчезает, и море становится, как чистое зеркало. Тогда горы, деревья и все вещи находят свое отражение на поверхности моря. В вашем уме много мыслей-волн. Но если вы будете продолжать практику не знаю ум, это мышление постепенно станет меньше, и ваш ум, наконец, навсегда станет ясным. Когда ум становится ясным, он подобен зеркалу: красное приходит и зеркало красное, желтое приходит и зеркало желтое; гора приходит и зеркала гора. Ваш ум — гора, гора — ваш ум. Они не два. Поэтому очень важно не быть привязанным ни к мыслям ни к отсутствию мыслей. Вы не должны расстраиваться от того, что происходит в вашем уме. Не волнуйтесь и удерживайте не знающий ум.
    Вы говорите, что в начале вы были в восторге, а теперь энтузиазм пропал. Обе эти крайности не годятся. Это как гитарная струна, если вы натяните ее слишком туго, она будет не в ладу и вскоре порвется, если же вы натяните ее слишком слабо, то она все равно будет не в ладу и не будет играть. Вы должны настроить ее в самый раз. Слишком много энтузиазма не годится, слишком расслабляться также не годится. Дзен ум —  повседневной ум. Вы должны держать это в виду в каждом действии, есть, разговаривать, играть в теннис, смотреть телевизор, всегда удерживайте не знающий ум. Самое важное это то, как вы удерживаете свой ум вот в этот самый момент. "Ум этого момента." Если у вас есть свободное время, хорошо посидеть в медитации. Если у вас нет свободного времени, то просто практикуйте действия дзен.
    Но будьте очень осторожны с желанием просветления. Это дурная болезнь Дзен. Когда вы удерживаете ясный ум, вся вселенная — это вы, вы — это вселенная. Таким образом, вы уже достигли просветления. Желать просветления — это только мышление. Это какой-то излишек, как в живописи ноги на картине змеи. Змея же совершенна такая как есть. Истина уже прямо перед вашими глазами.
    Очень верно то, что контакт с другими учениками Дзен поможет вашей практике. Совместные действия очень важны для учеников Дзен. Кланяясь вместе, распевая вместе, сидя вместе, принимая пищу вместе, помогает тому, чтобы ваша ситуация, то ваше состояние, и ваше мнение могли исчезнуть гораздо легче. Работа Дзен в том стать пустым умом. Стать пустым умом означает, что все мои мнения отпадают. Тогда вы испытаете истинную пустоту. Когда вы испытаете истинную пустота, то обретете свою истинную ситуацию, свое истинное состояние, и свои истинные мнения. Я надеюсь, что вы часто будете приходить в дзен-центр, усиленно практиковать, вскоре достигните просветления, и спасете всех людей от страданий.

    С уважением,

    Сунг Сан ________________

    Дорогие Патриция,

    Благодарю Вас за Ваше письмо. Вы говорите, что я помог вашей практике. Очень хорошо. Дзен практика имеет большое значение. Вы должны решить практиковать и очень энергично держаться этого решения. Это требует великой веры, великиго мужества, и великого вопроса.
    Что такое великая вера? Великая вера означает, что во все времена вы держите ум, который решил практиковать, не смотря ни на что. Это как курица которая высиживает яйца. Она постоянно сидит на них, заботясь о них и согревая их, так что из них могли вылупиться цыплята. Если она будет небрежной или халатно отнесется к своему делу, то из яиц не вылупятся птенцы. Так что Дзен ум означает всегда и везде верить в себя. Я обещаю, стать Буддой и спасти всех людей.
    Далее, что великое мужество? Это сведение всей своей энергии в одну точку. Так кошка охотится на  мышь. Мышь спряталась в норку, но кошка часами без малейшего движения ждет снаружи отверстия. Она полностью нацелена на мышиную нору. Это тот Дзен ум, который отсек всякое мышление и направляет всю свою энергию в одну точку.
    Далее, великий вопрос. Это как ребенок, который думает только о своей матери, или человек, умирающий от жажды и думающий только о воде. Это называется единым умом. Если вопрос поставлен с великой искренностью, то останется только не знающий ум.
    Если вы держитесь этих трех: великой веры, великого мужество, и великого вопроса, то скоро достигните просветления. В своем письме вы писали, что практика трудна. Это мышление. Дзен не труден. Если вы говорите что это трудно, значит вы еще проверяете себя, проверяете свою ситуацию, свое состояние, свои мнения. Поэтому вы и говорите, что Дзен труден. И это не просто. Истина только как это. Не создавайте трудно, не создавайте легко. Просто практикуйте.
    Вы сказали, что книги Дзен, которые вы читаете разрушили ваши убеждения. Это очень хорошо. Но разрушенное не разрушено. Перед вашим мировоззрением стояло искаженное мировоззрение. Теперь у вас правильный взгляд на мир. То, что вы считали правильным раньше раньше было похоже на желание подержаться за радугу. Но радуга скоро исчезает. Она никогда не существовала. Все вещи, как это. Прежде вы верили, что все вещи существуют. Но теперь вы понимаете, что все вещи пустоты. Несмотря на это, вы должны сделать еще один шаг вперед. Верить или не верить, разрушено или не разрушено, все это по-прежнему область противоположностей. Вы должны отбросить прочь все эти противоположности. Тогда истина будет только как это. Вы сказали, что все было разрушено. Но это "разрушено" по-прежнему привязанность к имени и форме. Первоначально, есть только пустота. Не существует ни разрушенного, ни не разрушенного. Это область абсолюта. Абсолют — это истинная пустота. Истинная пустота до мышления. До мышления просто как это. Форма есть форма, пустота есть пустота. Так что ваш не знающий ум это истинная пустота, это до мышления, это абсолют, это ваше истинное "Я".
    Имена различны, но все они — имена ясного ума. Первоначально ясный ум не имеет ни имени, ни формы. Для этого нет слов. Так что если вы открываете рот, то вы уже ошиблись. Вот почему всякий раз, когда Дзен Мастеру Линь-чи был задан вопрос, он только кричал: "КАТЦ!" Док Сан ответил бы просто ударив вопрошающего. Куджи просто поднял бы вверх палец. Если вы не привязаны к КАТЦ, или удару, или поднятому пальцу, то поймете, что смысл скрытый за этими действиями — ясный ум. Различные действий, это просто разные стили указать на ясный ум. Невозможно объяснить ясный ум  словми, поэтому Дзен Мастера используют для объяснения крики, удары или поднятие одного пальца. Вы следует бросить это! КАТЦ это только КАТЦ, удар это только удар, один палец это только один палец. Вы должны понять это. Когда вы говорите, “Я знаю”, “я не знаю”, это не хорошо. Не проверяйте свой не знающий ум.
    Жизнь это и есть Дзен. Однако некоторые люди говорят, что жизнь это страдание. Откуда  же такой разный подход? Если вы считаете: "моя жизнь — Дзен", то ваша жизнь становится Дзен. Если кто-то считает: "моя жизнь — страдание", то, жизнь этого человека становится страданием. Все зависит от того, каким вы держите свой ум сейчас, вот в этот самый момент! Этот сиюсекундный ум продолжается и становится вашей жизнью, как какая-нибудь точка продолжаясь становится линией.
    Вам нравится Дзен, поэтому ваша жизнь становится Дзен. Теперь вы думаете, что мир прекрасен. Ваш ум прекрасен, поэтому и весь мир прекрасен. Если вы достигните просветления, то поймете, что все люди сильно страдают, так что ваш ум также будет страдать. Это большое страдание. Поэтому вам нужно вступить на великий путь бодхисаттвы и спасти всех людей от страданий. Я надеюсь, что вы будете только удерживать не знающий ум, всегда и везде. Тогда вы вскоре достигните просветления и спасете всех живых существ.
    Вот вам вопрос:

    Кто-то однажды спросил великого Дзен Мастер Донг Сана, "Что такое Будда?" Дон Сана ответил: "Три фунта льна". Что это значит?

    Я буду ждать хорошего ответа.

    С уважением,

    Сунг Сан

  28. ГЛАВА II — Практика дзен: как найти свою истинную природу

    В нашем мире нет такого места, где можно найти свою истинную природу, и нет такого учителя, который рассказал бы вам как это сделать. Только если вы сами занимаетесь практикой дзен-буддизма, вы можете найти свою истинную природу.

    Дзен-практика означает, что каждый должен удерживать свой ум чистым. Это самое важное.

    Владение знаниями, накопленными в мире, служит только этой жизни и нашим заблуждениям. Дзен-практика ведет к мудрости, которая вне времени и пространства, вне нашего тела и даже вне этой жизни.

    Зал Дхармы – это не только Зал Дхармы. Для тех, кто практикует Дзен, их собственное тело тоже Зал Дхармы. Вы можете все время практиковать Дзен, когда вы стоите, идете, сидите, лежите – даже когда вы молчите или говорите. Это значит, что вы всегда остаетесь в «Зале Дхармы».

    Вы никогда не можете практиковать Дзен в одиночестве (все есть Дзен). Вы не должны покидать своих Учителей, потому что только они могут безпрепятственно учить вас относительно всего, что касается жизни.

    Очень трудно услышать даже одно слово от Учителя Дзен. Это может произойти только раз за 10 000 кальп. Однако, если вы услышали одно это слово и постигли его, то вы можете реализовать свою истинную природу, не практикуя Дзен.

    Слушать Речь Дхармы следует так же, как ходить по тонкому льду; вам понадобится вся ваша искренность и всё внимание.

    «Дзен Мастер» — это не просто условный титул, как доктор или учитель. Дзен Мастера достигли мастерства в законах вселенной и унаследовали прямую линию передачи мудрости от Будд и Прославленных Учителей.

    Теория и практика – части одного и того же круга. С чего бы ни начали, цели своей вы достигните. Но свою истинную природу вы не можете постичь без учения Дзен Мастера.

    Просто слушать Учение Дзен Мастера без веры в него и не следовать этому Учению, значит идти к плохой Карме. Такое пренебрежение сделает почти невозможным для вас услышать вновь такого рода Учение.

    Чем больше вы верите в Учителя Дзен, тем больше вы постигните. Каждый кто знает, что соевый соус соленый, может практиковать Дзен.

    Причина, по которой вам трудно практиковать Дзен в том, что в вашей предыдущей жизни вы просто били баклуши. Когда вы полностью расплатитесь за свою беспечность, тогда и получите результат.

    Если вы имеете сильную веру, без всяких сомнений, то ваша основа для практики Дао уже сильна.

    Когда Великая вера, Великое мужество и Великий вопрос становятся одним, тогда вы можете добиться успеха в своей практике.

    Если вы имеете полную веру, тогда ваша чистая энергия может правильно применяться в любой ситуации без всяких преград.

    Если Речь Дхармы не затрагивает ваш ум, то вновь получить человеческое тело вам будет очень трудно.

    Человек, посвятивший себя практике, должен прежде всего найти хорошего учителя; после того, как вы закончили свою практику, ваша обязанность учить других.

    Самый большой грех в том, чтобы называть самого себя Дзен Мастером и обучать других без полномочий, полученных от остроглазого держателя линии.

    Дхарме внимают, когда речь останавливается и ум замирает. Дхарма передается только от ума к уму. Без прямых наставлений Учителя Дхарма не может быть постигнута.

    Основой практики является «ум новичка». Однако, практика не имеет каких-то границ и, пожалуй, лучше всего начинать ее, когда вам уже за двадцать.

    «Дзен-Практика» — это не просто обычный термин. Она указывает на нечто, находящееся вне обычного понимания, на то чему нужно учиться, потому что на этом пути нет противоположностей. Следует достичь такой стадии практики, когда она становится всепоглощающей, когда кроме нее ни для чего не остается места, даже для кончика единственного волоска.

    Результат столетних мирских учений не может сравниться с постижением единственного момента ума «до мышления».

    Все чувствующие существа возникают от привязанностей к противоположному полу. Из-за этого у нас появляется привычка все делить на противоположности, одну жизнь за другой. Величайшее препятствие сосредоточению ума является рассуждение (думанье), основанное на противоположностях. Крайне важно, чтобы практикующие люди держались в стороне от противоположного пола.

    Хотя вы и удерживаете единый ум и отбросили всякое мышление, все еще нужен один шаг: забудьте один ум, тогда вы сможете найти свою истинную природу.

    Чтобы постичь результаты своей практики, вы должны убрать малое «я». Вы нужно перестать проверять и стать подобным трухлявому пню, тогда вы сможете избавиться от того «я», которое считает, что оно существует.

    Три условия, необходимые, чтобы найти свое истинное «Я»: первое – место для практики, второе – Учитель, третье – друзья по Дхарме.

    Следуйте Пути с искренностью и собранностью. Несмотря на то, что различные учебные стили немного различаются, Путь один. Если вы не искренни, то будете тратить свое время и останетесь недовольны собой.

    Вам нужен Учитель даже для того, чтобы сделать что-нибудь настолько простое, как соломенные сандалии. Даже у простого гриба есть свое собственное место, где он может расти. Так как же кто-либо может надеяться постичь Путь, который включает все, не имея Учителя? Как может не найтись особого места для человека Пути, если в его распоряжении энергия Вселенной?

    Влияние друзей по Дхарме сильнее, чем Учение Учителя.

    Если вы практикуете Дзен и решили Великий вопрос жизни, тогда все ваши плохие поступки и грехи за много жизней будут стерты и вы покончите со страданиями Сансары.

    Когда вы практикуете, отбросьте восприятие человеческого существа: станьте глухи, слепы и глупы (не умны). Если вы не привязаны ни к чему, тогда большое «Я» появится само по себе.

    Практика Дзен существовала долгое время. В последние полторы тысячи лет прославленные Учителя развили практику Дзен, основанную на великом вопросе, что привело к появлению бесчисленного количества Учителей. Существует 1700 коанов. Когда я впервые начал практиковать, то взял вопрос «Десять тысяч Дхарм возвращаются к одному, куда возвращается Один?» Этот коан имеет два уровня. Наилучший вопрос для новичка «Десять тысяч Дхарм возвращается к одному, что такое Один?» Несмотря на то, что вы удерживаете вопрос, вы должны войти в состояние не думанья, которое ясно и спокойно. Там, где даже вопрос исчез, вы увидите свою собственную природу.

    Человек не существует и не несуществует. Это не дух, душа или ум. Тогда что же это? Когда вы задаете себе вопрос, удерживайте ум подобно кошке, караулящей мышь. Вопрос должен быть подобен текущей воде, никогда не останавливающейся и все время новой. Если вы искренне удерживаете вопрос, то однажды вы найдете Один.

    Вам будет очень трудно практиковать Дзен, если вы будете сожалеть о том, что оставили мирское учение или гордость, или если вы привязаны к какому-либо особому таланту. Поэтому вы должны полностью вернуться к тому, чтобы стать чистой страницей.

    Если вы сможете заниматься очень суровой практикой, то достигните великой свободы.

    В старые времена были люди, которые внезапно забывали и о жизни, и о смерти, услышав лишь одно слово от Учителя Дзен. Было также много людей, которые получали просветление после трех или семи дней практики. Однако, в наше время у людей очень мало терпения и практика Дзен для них просто побочное занятие. Из-за этого люди, которые практиковали 20, а то и 30 лет, все еще не постигли великой сути буддизма.

    Если вы сами съедите рис, то почувствуете себя сытым. Если вы сами не практикуете Дзен, то даже Будда и прославленные Учителя не смогут помочь вам.

    Если вы хотите практиковать Дзен, то прежде всего победите в битве свои шесть чувств.

    Дзен-практика очень доступна, она не зависит ни от каких особых обстоятельств. Поэтому практикующие могут быть уверены, что их не заметят даже посланцы ада.

    Когда появляется одна мысль, появляется всё. Когда одна мысль исчезает, исчезает всё. Появление и исчезновение одной мысли – это творение и разрушение целой Вселенной, даже жизни и смерти.

    Учебная фраза: «Если вы откроете рот, это уже ошибка!» прямо указывает на ум, который до имени и формы.

    Когда вы считаете, что ваша практика идет хорошо, значит, она уже пошла неправильно.

    Если вы можете практиковать даже во сне, значит, вы сделали практику своим учителем.

    Даже в глубоком сне без сновидений вы должны знать, где находится ваш «неподвижный» ум.

    Бодрствуя, мы бродим по жизни, контролируемой нашим мышлением. Сновидения берут начало в нашем теле Кармы, которое имитирует прошлые действия нашего тела формы.

    Вы должны быть способны практиковать так, как будто сон и бодрствование одно и то же.

    Подумайте способны ли вы удерживать свой повседневный ум даже тогда, когда ваше тело горит в огне? Если вы не можете, то знайте, что когда вы перейдете от жизни к смерти, ваш путь будет темным, и вы не будете знать, что делать.

    Практикующий человек должен заниматься практикой непрактики. Это более трудно, чем то, что мы называем практикой.

    Вместо того, чтобы заботиться о том насколько хорошо вы практикуете, вам следует укреплять в себе веру.

    Насыщенная жизнь необходима как до, так и после просветления.

    Дзен-практика подобна горнилу, в котором расплавляются все ваши кармические препятствия из прошлых жизней.

    Относитесь к людям c состраданием. Однако, когда дело касается вашей практики, вы должны быть жестко бескомпромиссны, иначе никогда не победите 84 000 иллюзий ума.

    Прежде чем ум успокоится, у человека может еще о чем-то думать, но во время практики не следует вмешиваться даже в мельчайший отблеск мысли.

    Во время практики демона сна следует бояться больше, чем мысли. Поэтому сначала нужно поставить этого демона на колени.

    Очень трудно получить человеческое тело, поэтому не пренебрегайте возможностью усердно практиковать. Если вы упустите этот шанс, очень трудно будет получить такое тело вновь.

    Если вы не достигните силы в своей практике, то когда вы умрете, только ваша карма останется с вами. В это время даже животные могут показаться вам прекрасными мужчинами и женщинами, на самом деле ведущими вас в животное царство вашей следующей жизни.

    Время имеет первостепенное значение для практикующего Дзен – не теряйте ни одного момента.

    Наиболее свободны и расслабленны вы тогда, когда пользуетесь туалетом. Если вы имеете один ум, то даже в это время вы можете достичь просветления.

    Причина, по которой мы откладываем практику в том, что мы всегда думаем, будто у нас еще есть время. Просыпаясь утром, вы всегда должны говорить себе «Я еще жив – я не умер. Я должен закончить эту великую работу. Завтра не существует.»

    Ночью, когда вы ложитесь спать, подумайте, сколько вы практиковали сегодня. Если вы больше время тратите на мышление и сон, а не на практику, то так настроить себя, чтобы больше практиковать каждый день и действительно делать это!

    Если иллюзии или сон появляются во время практики, тогда напомните себе, что в этой жизни вы не свободны от жизни и смерти. Это поможет вам освежить свой ум.

    Если у вас появится малейшая эгоистическая мысль, в момент, когда вы умираете, тогда даже память о практике Дзен исчезнет.

    Если вы монах, покинули дом, вышли из Сансары, и вместо практики Дзен занимаетесь чем-то иным, то вы только укрепляете привычки жизни и смерти.

    Если вы практикуете Дзен, думая, что получите что-то особое, вы впадете в ересь.

    Несмотря на то, что человек Пути иногда может совершать различные сверхъестественные действия или творить чудеса (просто особенности Дхармы),никому не следует стремиться к этому.

    Вера – это каменная ступенька, ведущая к Будде. Используя эту веру, которая не имеет «Я», вы должны пройти за Будду и найти свою собственную природу.

    Если вы являетесь практикующим Дзен, вы должны и вести себя так же – не будьте фривольными. Тогда вы сможете учить других, даже не открывая рта.

    Существует четыре стадии постижения в практике: первое – знать, что нет ни жизни, ни смерти. Второе – быть в согласии с тем, что нет ни жизни, ни смерти. Третье – постижение того, что нет ни жизни, ни смерти. Четвертое – беспрепятственное использование того, что не существует ни жизни, ни смерти. Когда вы пройдете эти четыре стадии, то будете великим и свободным человеком, не имеющим никаких преград ни в теории, ни в практике.

    Не пытайтесь что-либо понять во время практики. Если вы достигните в ней силы, то просветление появится само собой.

    Если вы стали ленивы в своей практике, поскольку считаете, что уже чего-то достигли, вы закрываете перед собой дверь к Дхарме Будды.

    Ум, который не привязан ни к чему материальному, используя пустоту, выполнять что угодно.

    Ум создает материальный мир, но без материального мира ум не может существовать или функционировать.

    Каждая вещь в материальном мире имеет свою функцию, основанную на ее имени. Ум не имеет ни имени, ни формы, но является источником всякого существования. Каждый уже имеет Ум, обладающий бесконечными возможностями. Если вы вернетесь к Уму, то вы сможете делать все.

    Два актера жизнь/смерть и добро/зло пользуются бесконечным разнообразием форм, чтобы сыграть пьесу в театре Ума. Используя вселенную как сцену, они по очереди создают то комедию, то трагедию.

    Даже страна высоко развитая в культуре и экономике по существу бедна, если нет в ней человека Пути. Если страна бедна, но имеет человека Пути, она богата.

    Человек Пути не должен быть «человеком Пути». Вы должны достичь места, которое до имени и формы. Не боготворите людей Пути и пусть ваши обеты и практика не станут вам препятствием. Вместо этого станьте полностью независимым человеком. Если вы поступите так, то вы можете свободно посещать любое из шести царств существования и избавитесь от страданий.

    вся книга

  29. дзен — это такой пофигизм…состояние ума… фрагмент сознания…

Комментарии закрыты.

Новые записи

A tuo lare incipe

Мысль покинувшая — абсолют …уже называется мистикой………..

ТАЙНЫЙ СМЫСЛ ПРОЩЕНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ

Прощеное воскресенье 26.02.17.— последний день перед Великим постом. Все верующие будут просить друг у друга прощения. Это древняя традиция, которая стала частью подготовки к Великому

Каменный город

Каменный город — одна из главных достопримечательностей Пермского края. Особенно популярным он стал в последнее десятилетие (в старых путеводителях о нем нет даже упоминаний), и

Свежие комментарии
Рубрики