Космонавты на воротах средневекового собора
Саламанка – один из важнейших культурно-исторических центров Испании. Старый город лежит на высоте 778 метров на северном берегу реки Тормес. В 1988 году ЮНЕСКО включило старый город в состав всемирного наследия. Этот красивейший университетский город является тем великолепным местом, которое можно посещать в любое время года.
Здесь каждый может открыть для себя красивейшие дворцы, особняки и церкви. Здесь же находится старейший университет Испании, один из старейших в Европе, учреждённый в 1254 году. До конца XVI века Саламанка слыла в Европе не менее значимым центром образования, чем Болонья, Париж или Оксфорд. К 1584 г. в университете обучалось почти 7000 студентов. Затем последовал период упадка, и к 1875 году число обучающихся упало до 391
У северного входа в кафедральный собор Саламанки всегда многолюдно: группы туристов задерживаются возле портала, обрамлённого скульптурами.
— Взгляните на фигуру астронавта, – указывает гид на небольшую скульптуру метрах в двух над порогом. – Это портрет Нейла Армстронга, ступившего первым на поверхность Луны.
Постояв на крыльце собора четверть часа, я услышал от разных гидов ещё две версии: это Джон Гленн, первый американский астронавт; Эдвард Уайт, первый из американцев вышедший в открытый космос.
Во всех случаях испанские экскурсоводы ссылаются на местного реставратора, который двадцать лет назад решил поместить у входа в собор фигурку покорителя космоса. Серхио Аррела, замдиректора музея кафедрального собора, прокомментировал моё недоумение: да, действительно в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе эту маленькую художественную шалость.
Это явно фигура космонавта XX века
Шутка архитектора или монстр?
Однако у Родриго Соланеллеса, викария собора, другая версия, он решительно отверг эту «ересь»:
— Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть – епархия никогда не утвердит еретический элемент декора.
— Но как же тогда астронавт попал на стену собора?
— Поменьше доверяйте экскурсоводам, – иронично заметил падре. – Это обычный для Средних веков монстр, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество, они символизируют те исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.
Ещё раз вглядываюсь в скульптурное убранство северного портала.Действительно, вот правее «астронавта» типичный монстр: бородатая обезьяна с человеческим взглядом и вульгарно оттопыренным задом (см. фото). От этого чудища хочется немедленно спрятаться под церковную сень.
Что же касается спорной фигуры, пожалуй, нет – всё-таки это астронавт: классический скафандр, как в Музее космонавтики на ВДНХ; на груди – коробка какого-то прибора, и поперечные кольца дыхательного шланга реалистически прорисованы, и даже рифлёная подошва ботинок (см. фото).
Приключения монахов
Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки и одновременно руководитель Ассоциации авторов альтернативных научных концепций, уверен, что интересующая меня фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Эта его уверенность имеет строго научное обоснование: в библиотеке университета студенты господина Сансы отыскали гравюру начала XIX века с фотографически точным изображением всего скульптурного убранства собора. Так вот, «астронавт» занимает на этой гравюре то же самое место, что сегодня. А в рукописях эпохи Возрождения есть несколько упоминаний о встречах саламанкских монахов со странными существами, у которых «кожа спрятана под наружной кожей». Выходит, никакого произвола реставратора здесь нет.
Остаётся добавить, что весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 г., то есть за несколько лет до начала его реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур «астронавта» или кого-либо ещё невозможно.Получается, странный монстр, поразительно точно совпадающий обликом с космонавтом-астронавтом, изготовлен мастерами Средневековья (максимум XVIII столетия). Другой вопрос: зачем? Может, в самом деле впечатлённые встречей с загадочными существами, имеющими «кожу, спрятанную под наружной кожей», мастера решили оставить память об этом незабываемом событии?
13 комментариев к “КОСМОНАВТЫ НА ВОРОТАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО СОБОРА”
Марго дай ссылку на статью. Суперская.
Кстати смотри что я нашла сегодня
Отредактировано Анна Иванова (05-04-2014 23:18:42)
Сразу занасталгировал.
Лицо у него, не очень похоже на человеческое… другое дело у Юры Гагарина….
вот Анют
агась…меня саму заинтриговало))
хех! ну не все ж такие красавцы как Юра..
Так будет правдивей.
Марго там под статьёй ниже не менее интересная ссылка
Ну дак чё тока не прочтёшь 1 апреля……………………..Ясное дело…………..
Саш..а вообще то эта статья давнишняя..датируется аж 2010 годом..в "Аргументах и Фактах"
Так 1 апреля каждый год!!!
По ссылке которую я выше добавила тоже классно.
И все-же, если серьезно…. если это действительно было сделано не позже XVIII века………… это очень интересный артефакт…….
Александр — что это… шутка? Серьезно ответь…
А чё сразу Косой?!……………….Я их чтоли прилепил!!!………………………
Да кто ж его посадит! Он же памятник! Сдаётся мне, что это твоих рук дело…)
Комментарии закрыты.