Всех нас чуть ли не с рождения приучают к мысли о том, что мы рано или поздно умрем. Но ведь сама жизнь существует только в нашем сознании, а с угасанием сознания мир исчезает… Может быть, смерти как таковой и нет? Такую гипотезу недавно выдвинул профессор Института регенеративной медицины в американском Университете Уэйк Форест Роберт Ланца.
Как поется в известной песенке, "и если вы не живете, то вам и не умирать". Действительно, мы узнаем о смерти, только познавая мир вокруг нас. А это всего лишь наши субъективные представления о реальности. Такие корифеи философской мысли, как Беркли, Юм, Кант, Ницше, Сартр и Хайдеггер, утверждали, что ничто не может существовать независимо от наших сознания и воли. Правда, материалисты опровергали доводы идеалистов, но, с другой стороны, само понятие материи — "объективная реальность, данная нам в ощущениях", ставит под сомнение заявленную "объективность". Если реальность дана нам в ощущениях, то насколько объективны эти ощущения?
Итак, опираясь на труды сторонников субъективного идеализма, а также "отцов" квантовой физики, таких как Альберт Эйнштейн, Поль Дирак и Макс Планк, профессор Ланца разработал теорию биоцентризма. "Вселенная существует только в нашем сознании!" — гласит она.
Другими словами, мир вокруг — это только то, что нам кажется, а вот как он устроен на самом деле — это тайна, покрытая мраком. А может быть, его и нет вообще… Единственная неоспоримая реальность — это только наше сознание.
За примерами далеко ходить не надо, говорит ученый. Возьмем восприятие человеком цветовой гаммы. При нарушении нейронной структуры мозга красный цвет, скажем, может стать зеленым…
Для тех, кому этот довод кажется недостаточно убедительным, профессор описывает опыт, проведенный когда-то Юнгом. В ходе исследования пучок когерентного излучения направляли на непрозрачный экран-ширму. В нем были проделаны две параллельные прорези, длина каждой из которых приблизительно равнялась длине волны излучаемого света. Позади ширмы был установлен проекционный экран.
Оказалось, что если исследователи наблюдали за прохождением излучения, оно напоминало пулю, проникающую через одну из щелей. Если же наблюдение не велось, то пучок лучей проходил через прорези подобно волне. По мнению Ланца, это доказывает, что поведение фотонов меняется с помощью человеческого восприятия. Возможно, этот парадокс современной физики (свойство фотонов быть одновременно частицей и волной) и определяет характер существования Вселенной. А она может состоять из множества параллельных миров, и наша физическая сущность — лишь один из возможных вариантов.
Что же тогда происходит в момент кончины? Если физическое умирание — понятие относительное, то можно говорить о некоей "перезагрузке времен", считает Ланца. Момент умирания "становится неувядающим цветком, который возвращается к вечному цветению", говорит он. "Мы считаем, что жизнь заключается в активности углерода и соответствующих молекул, — добавляет профессор. — Пока они активны, мы живем. На самом деле смерть — это только то, что мы привыкли понимать под этим термином. Все, что мы видим, не может существовать вне нашего сознания. Иначе говоря, если не думать о смерти как о конце жизни, то ее и не будет".
Каким же образом мы окажемся живы, когда наше тело умрет? Дело в том, что существует бесконечное количество вариаций реальности, в которых мы пребываем в разных состояниях. В одной реальности мы отправляемся по делам и попадаем под машину, а в другой остаемся дома и с нами ничего не происходит… Следовательно, жизнь — это вечный процесс, который никогда не заканчивается. Мы умираем в одном "месте", но продолжаем жить в другом. Мы можем "пробудиться" в иной реальности, ничего не помня о предшествующей "смерти".
Пространство и время — это только иллюзии, продолжает Ланца. Они тоже присутствуют только в нашей голове. Когда сознание "уходит", то прерывается и "связь времен", считает ученый. Нет нас — и нет ничего.
Теория, изложенная Ланцей, выглядит довольно заманчиво для сторонников идеи загробной жизни. Ведь, по сути дела, она не противоречит тем же религиозным представлениям о том, что происходит с душой после смерти. Таким образом, после кончины мы перейдем в очередное "измерение" соответственно уровню сознания, достигнутому в предыдущем "воплощении".
Сайт "Наша Планета":
4 комментария к “Смерть существует только у нас в голове?”
Жизнь после смерти, какая она?
Многие знакомы с трудами Карла Юнга — известного швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии. Он являлся президентом Швейцарского Центра по практической психологии, автором очень многих работ… Однако далеко не все знают, что этот человек пережил клиническую смерть, которая круто изменила его жизнь.
В 1944-м году Юнг сломал ногу и параллельно пережил инфаркт. Находясь между жизнью и смертью, Юнг начал видеть очень странные вещи. Сначала он парил высоко в небе, видя оттуда земной шар в голубом свете, моря и материки, пустыни и горные вершины, а затем громадный, размером с дом, камень который парил в космосе. Это была гигантская глыба гранита, очень напоминающая Юнгу кандийский храм Святого зуба, в котором он бывал. Ему казалось, что в этом храме он сможет получить все ответы о судьбе, смысле жизни, предназначении и т.д.
Параллельно ему пришло и другое видение: будто от Земли к нему приблизился лик его лечащего врача в золотистом нимбе. Между ними состоялся безмолвный разговор. Оказалось, что доктор послан для того, чтобы возвратить Юнга обратно, поскольку тот еще он не имел права покинуть Землю. После этого видение исчезло.
Очнувшись, Юнг впал в депрессию. Он ел и не хотел жить. Ведь будучи в состоянии клинической смерти, он ощутил, что наш мир — это трехмерный искусственный мир, в котором каждый человек пребывает как в ящике. Юнг ощущал, будто оказался в тюрьме.
Выздоровлению Юнга препятствовало еще и другое состояние. Ведь он увидел своего врача в изначальном облике, означающем, что тот уже покинул «круг». Юнг осознавал, что в самое ближайшее время доктор должен умереть, и поэтому всячески пытался довести до него эту информацию. Однако тот не хотел понимать его, что очень злило Юнга. Тем не менее, его пророчество сбылось: спустя несколько дней доктор неожиданно слег и вскоре умер.
Юнга по-прежнему мучила депрессия, более того, по ночам он погружался в состояние экстаза: парил во вселенной или находился в прекрасном гранатовом саду…
Эти видения длились не более часа, после он снова засыпал и просыпался в тоске. Однако спустя три недели его видения неожиданно прекратились. После клинической смерти Юнг сильно изменился. Он ушел с головой в работу, создав самые известные свои книги.
Сегодня специалисты во всем мире пытаются понять последовательность событий, которые происходят после клинической смерти. Они следят за внутренней работой мозга, экспериментируя с этим состоянием организма человека, чтобы осмыслить вечный вопрос о существовании жизни после смерти.
Уже исследовано огромное количество случаев. Выясняется, что в подавляющем большинстве клиническая смерть у человека ассоциируется с ощущениями путешествия к яркому свету в конце тоннеля. Некоторые, кто верит в жизнь после кончины, говорят, что этот свет — начало следующей жизни, врата рая, однако другие этому явлению находят иные, более земные объяснения.
Ученые уверены, что клиническая смерть является одновременно физиологическим, биологическим и психологическим явлением. Когда человек близко сталкивается с ней, допустим, тонет или попадает в аварию, получает сердечный приступ или когда что-то происходит с его физическим телом, случившееся немедленно отражается на работе его головного мозга. Неврологические исследования показывают, что мозг, который лишается кислорода, начинает вести себя по некоей схеме. Ученые назвали ее феноменом кардиального освобождения. После отливания крови от головного мозга, нейротрансмиттеры, передающие импульсы, в нем взрываются. В результате на уровне сознания начинают возникать прошлые фрагменты, появляться эмоциональные воспоминания и картинки, проносящиеся чередой в голове и мгновенно сменяющие друг друга.
При этом происходит это настолько стремительно, что после клинической смерти у человека появляется ощущение полета. Ему кажется, что он несется по тоннелю. А яркий свет, который является неизменным в сознании всех, кто пережил клиническую смерть, по мнению ученых, вызван очень сильно подскочившим кровяным давлением. Люди, видя яркий свет на другой стороне, думают, что движутся к нему. При этом они вспоминают свою прошедшую жизнь, знакомых и друзей.
Но почему перед глазами проходит картина прожитой жизни? Ответ на этот вопрос с точки зрения науки следующий: процесс отмирания начинается со сравнительно новых мозговых структур, а заканчивается старыми. Восстановление же их функций после выхода из клинической смерти происходит уже в обратном порядке, поэтому в памяти человека сначала всплывают самые стойко запечатленные «картинки».
Например, Арсений Тарковский, когда после ампутации умирал от гангрены ноги в прифронтовом госпитале, так описывает свое состояние. Писателя положили в маленькую тесную палату с низким потолком. Над кроватью висела лампочка без выключателя, которую вывинчивали рукой. Однажды, в состоянии полудремы, он почувствовал, как его душа вывинтилась спиралеобразно из тела, подобно той лампочке над головой. Изумленный, Тарковский посмотрел вниз, где увидел собственное тело, совершенно недвижимое, как у спящего мертвым сном человека. Затем он как бы «просочился» сквозь стену в соседнюю палату, но неожиданно почувствовал, что совсем немного — и ему уже не удастся вернуться в тело, что его испугало. Он каким-то непонятным усилием проскользнул, как в лодку, в свое тело.
Однако наука пока не в состоянии объяснить, исходя из чего подавляющее большинство людей, переживших клиническую смерть, возвращаются совершенно другими. Астрологи, например, выяснили, что у этих людей меняются даже гороскоп и линия жизни на ладони, кроме того, начинают вырисовываться другие черты характера. Многие, однажды пережив клиническую смерть, впоследствии изменяют не только уклад жизни, но и профессию, открывая в себе совершенно новые возможности, такие, о которых даже не подозревали. Так, современной науке известно немало случаев, когда у человека появлялись экстрасенсорные способности.
Медицина описывает в учебниках случай, когда пациент, по истечении некоторого времени после своего «возвращения», в себе открыл необъяснимые способности к иностранным языкам, сумев овладеть сотней из них.
Не менее яркое доказательство тому – это феномен Ванги — прорицательницы, обнаружившей свой дар после клинической смерти, случившейся с ней после удара шаровой молнии.
Возможно, мозг при острой кислородной недостаточности мгновенно мобилизует все свои резервы. Происходит это точно так же, как и в случае с телом, которое в экстремальных условиях может демонстрировать удивительную выносливость и силу.
При этом наблюдается странная тенденция: буквально все вернувшиеся к жизни удивляют тем, что после клинической смерти перестают бояться смерти. Многие из них объясняют это тем, что точно знают: смерть – это далеко не конец, скорее это — начало чего-то нового, совсем другого.
Хотя ученые и врачи все время пытаются изучать новые факты, касающиеся клинической смерти, тем не менее, ничего точного сказать не могут. Ведь это состояние — нечто загадочное и непонятное. Но неужели все-таки жизнь после смерти есть, и вернуться оттуда возможно?
Сайт "Наша Планета":
Интересно, а вот литаргический сон он похож на клиническую смерть?
Помнишь как описано это в романе Консуэло? Я не знаю брала ли она для описания этого Альберта персонаж какой то конкретный прототип был ли. Или собирала вообще сведения о подобных людях. Но он был как не от мира сего.
Клиническая и физическая смерть,это всего лишь термин,какая разница как это называется в среде традиционных медиков?……
Комментарии закрыты.