Антон Маторин, провокационная личность, спикер конференций по практикам осознанности, тренер по медитациям, в прошлом пикап-коуч, автор первого бесплатного онлайн-проекта по развитию осознанности в повседневной жизни «42», в котором он всех желающих обучает методам медитации и самоисследования.
От обучения пикапу к медитациям и практикам осознанности – такая большая полярность, зачем вообще нужен был пикап?
Я не вижу здесь никакой полярности, с духовностью нет полярности в любой области жизни. Что касается пикапа, я в это направление попал, когда это был совсем некоммерческий интернет андеграунд. Это была середина 90-х, и у нас была большая компания творческих людей, с которыми мы до сих пор дружим, которые к пикапу не имеют никакого отношения. И вот на этой энергии, в этой компании, меня туда и втянуло.
Если говорить о том, что в пикапе хорошего: совершенно понятно, что та модель отношений, которая навязывается миром обществу, неважно где – в России, Европе, Америке – она немного больная. В основной массе она не получается, не работает. В отношениях мы начинаем как-то вдруг обманывать, изображать то, чего нет на самом деле, начинаем строить жизнь, которую внутренне не хотим, которая нам навязана – и с этим надо что-то делать. А пикаперы честно говорят, что там что-то болит, что надо что-то исправлять. Они, конечно, исправляют это немного своеобразно (смеется), но, по крайней мере, их это уже не устраивает, они не считают, что так и должно быть. Вот в этом есть хорошее начало.
Неужели в этом вина женщин?
Нет, ни в коем случае, это вина общества в целом. Это же не какой-то женский заговор. Здесь вина несправедливой системы устройства общества в целом. Пикап – как первый шаг к тому, чтобы признать это. Если искать в этом какую-то пользу, то, конечно, в пикапе ее нет. В основном, этим занимаются несчастные люди, которым к психотерапевту надо, и за полгода все проблемы заканчиваются.
Люди, интересующиеся пикапом, сами придумывают себе многие проблемы, и я им объясняю, как разрешить ситуацию по-другому. Некоторые верят, и у них начинаются приятные изменения в жизни, некоторые не верят, и страдают поэтому дальше. Сейчас вся эта тема мне уже неинтересна – и тут нет никакого чувства вины, ни разочарования, просто скучно. Духовная практика интереснее, жизнь начинает расцветать неожиданными красками, мы же будим в себе некие спящие силы, и они начинают прорываться наружу: в отношениях, в работе, в творчестве.
Не секрет, что одна из основных причин обращения к духовности – это разочарование в каких-то областях жизни, и существует опасность «духовного избегания», приходилось ли работать с такими случаями?
Люди, которые потерпели какие-то серьезные неудачи в семейных отношениях, в бизнесе, или каких-то других сферах жизни и поэтому пришли в духовные практики, используют их скорее как анестезию, как стресс-менеджмент, чтобы лучше себя чувствовать. Обезболивание – это не избегание, это необходимость. И если принять, что это человеку все-таки нужно, вопрос только в том, что делать дальше, потому что обезболивание не лечит.
В духовных традициях, которые хорошо согласуются с мировыми религиями, есть одно послание – чем больше человек практикует, тем он больше становится собой, начинает жить своей жизнью, выполнять свое предназначение.
Как людям, занимающимся бизнесом, помогает медитация?
Изначально она помогает снизать уровень стресса и принять решение в каких-то ситуациях неопределенности. Кроме того, работа в медитативных процессах помогает более точно действовать, и результаты получаются лучше – но тут нужно понимать: может случиться, что после медитаций человек захочет бросить бизнес, уйти из системы. И есть люди, которые к этому готовы, они осознанно идут в эту историю. В корпоративных тренингах есть такие, перед которыми спрашивают: «Вы понимаете, что половина ваших сотрудников после этого может уволиться?». Некоторые работодатели понимают: ну уволится и уволится. Зато кто останется – те молодцы, с ними и будем работать.
Всем ли можно рекомендовать заниматься медитацией?
Да, медитацией я рекомендую заниматься всем. Понятно, что если человек не хочет, то не надо его заставлять, но вообще это полезная штука. Здесь, конечно, есть один нюанс: нельзя как-то предсказывать и обещать, что ваша жизнь изменится к лучшему. Станет лучше, однозначно, но лично для вас, не в плане общепринятых социальных подвижек. Но одно верно – все становятся более счастливыми.
А правда что теряется интерес к деньгам?
Теряется зависимость от денег, не надо путать интерес с зависимостью.
Может ли медитация стать наркотиком?
Наверное – да, если у человека в голове нет осознания зачем он все это делает. Вся история в том, что есть медитация как ритуал, как упражнение. Некая последовательность действий, которые надо сделать: сесть, закрыть глаза, спину выпрямить, руки опустить – и так далее. И есть работа внимания, которая при этом происходит внутри, когда мы в практиках осваиваем определенные конфигурации внимания, восприятия, те состояния, которые нам надо достигать в разных традициях. И если человек не научается этой конфигурации внимания – которая дает ему много внутренней силы для использования в обычной жизни, не используя при этом ритуальной части, – если ему нужно отдельное время, отдельное место, отдельная компания для того, чтобы медитировать, то, конечно, это уже зависимость. А если он эти состояния может взять и принести в свою реальную жизнь и там у него действительно что-то уже лучше получается, то медитация не становится зависимостью, медитация становится источником чего-то настоящего.
О чем проект «42» и почему он бесплатный?
Проект «42» – еженедельные вебинары о современной постконфессиональной духовности для умных и образованных, а также для тех, кто хочет быть умным и образованным. 42 – число из книги «Автостопом по Галактике», без каких-то дополнительных содержательных или нумерологических смыслов.
Проект появился в конце позапрошлого года, в прошлом году я начал его активно вести. Я лет 15 занимался психотехнологиями и духовными практиками, и сейчас я осознал, что могу уже делиться своим опытом. В какой-то момент я понял, что не хочу зарабатывать на этих знаниях, поэтому проект бесплатный. То, что я могу рассказать, – я даю в проекте «42». Это не замануха на какой-то другой платный проект. Когда я начал его делать, мне стало легче жить. В какой-то момент я понял, что когда я начинаю рассказывать про духовность, про медитативные практики за деньги, мне от этого становится плохо. Поэтому деньги я беру только за работу, которая ведется непосредственно с конкретным человеком, с конкретными задачами, с конкретными проблемами. А информация – бесплатная.
Кому рекомендован этот курс?
Я рекомендую этот курс рационально мыслящим людям, которым интересно знать, что это за непонятная вещь такая – «духовность». Как к ней можно подойти, не предав при этом свой интеллект, не заставляя его замолчать из-за того, что все это ненаучно, недоказуемо. Он для людей, которые не могут пойти в обычную духовность из-за неприятия эзотерики в любом виде – в проекте «42» такой «аллергии» не будет. Я очень осторожно подбираю формулировки, при этом в проекте использую только рабочие технологии.
Какие требования к питанию для практикующих?
В питании основное требование – чтобы человек был в контакте с собой, умел слушать тело, мог самостоятельно и достаточно точно описать, какие эмоции он переживает. И это на самом деле не так уж сложно, это годик-другой психотерапии и духовных практик. После этого мы действительно понимаем, что мы хотим есть и пить, что организм требует и чего ему нельзя.
А что ты скажешь про мясо?
Если глубоко осознавать процесс еды, то понимаешь, что с мясом что-то не так. Чувствительность позволяет осознать: в мясе энергоинформационные конструкции тяжелые, поэтому часть сил будет потрачена на то, чтобы их отработать.
Я считаю, что основная проблема не в вегетарианстве, или в не-вегатрианстве, а в том, что животноводческая промышленность позволяет себе условия бесчеловечные, и я не знаю, уместно ли говорить о бесчеловечных условиях для животных, но, действительно, так обращаться с животными – нехорошо.
А как насчет праноедения?
К праноедам у меня один вопрос: вы готовы сесть в изолированную палату с круглосуточным наблюдением, чтобы можно было удостовериться, что вы действительно ничего не едите? Тем не менее, я верю в то, что это возможно.
Дай, пожалуйста, какие-либо рекомендации нашим читателям – в заключение.
Мы очень часто забываем про то, что есть две вещи, с которыми любые практики осознанности и любая духовность связаны, и эти две вещи – эволюция и свобода.
Все наше существование про эволюцию и про свободу. И мы даже можем отслеживать, стал ли я свободнее после того, как сделал какие-то вещи, или стал ли я более эволюционно зрелым. Это очень легко чувствовать, понимать, находиться в этих направлениях. Этому не всегда нас учит общество, особенно сегодня, особенно в России. Но это такой период просто, и он тоже пройдет, бывало лучше, бывало хуже.
Мне хочется, чтобы этой свободы было больше вокруг, и поэтому я делаю свои проекты.